Очень хочется быть красивой. А еще лучше — стройной и хорошо бы — счастливой. Ну, а если Бог даст и то, и другое, и третье, то мечтать больше и не о чем. В этой тройке только счастье нам неподконтрольно, а красота и стройность при современных технологиях — дело наживное.
Где справедливость?
Почему мы, женщины, так переживаем из-за внешности? Неужели лишь потому, чтобы на нас обратили внимание мужчины? Обратили и выбрали себе в подруги или жены? Или для нас все же важнее самооценка и то, что скажут посторонние?
Не виделись лет двадцать с бывшим коллегой по работе. Встретились в “Дружбе”, обрадовались друг другу, о детях и жизни поговорили. “А ты совсем не изменилась, только такая большая стала!” — задушевно сказал он мне.
В ответ я почему-то не сказала: ты на себя давно в зеркало смотрел? У тебя же плешь на всю башку, трех зубов передних не хватает и живот куртку натягивает? Но я промолчала, хотя, конечно, настроение испортилось. Моя жизнь сложилась в сто раз удачнее, чем у него, у меня хорошие дети, хорошая работа, но он обратил внимание только на размеры моего тела! Да многие дамочки могут подобные примеры привести. Где справедливость, уважаемые?!
Мама и подруги
Во времена, когда моя мама была в таком возрасте, как я сейчас, было по-другому. Все женщины были одинаковыми, в смысле габаритов. Не худые и не толстые, я бы сказала — квадратненькие. Вероятно, из-за фасонов платьев: они были прямые, мешковатые, с поясками на талии. Тогда не было облегающих фигуру нарядов, никто не подчеркивал пышность бюста и округлость бедер — все предельно закрыто, никаких декольте. На первом месте — работа, потом семья и дети. Худая женщина ни в ком случае не считалась красивой — худоба была признаком болезни. Когда к маме приходили подруги, я помню, как они говорили про общую знакомую: у нее же не ноги, а спички.
Кстати, о ногах. В те времена именно женские ноги привлекали внимание. Это оттого, что только они и были всегда на виду, длина юбок и платьев позволяла видеть всю ногу до колена. Ну и туфли-лодочки играли свою роль — делали ноги еще стройнее. Ни о диетах, ни о полезных продуктах никто речи не заводил. Ведь и мама, и все ее подруги были детьми войны. Настрадались они, наголодались. К еде относились трепетно и уважительно. Особенно к хлебу. А в магазинах не то что полезных, просто нормальных продуктов не было. Поэтому во всех домах жарили картошку, варили щи с жирной свининой, квасили капусту, солили грибы и пекли блины. Полезно, не полезно, главное — чтобы сытно. И никаких 90-60-90.
Заблуждения
Когда специалисты по истории моды, эксперты по женской красоте начинают говорить о моде на определенный тип фигуры в разные исторические эпохи, мне всегда хочется с ними поспорить. Ведь они приводят примеры единичные. Рафаэль рисовал утонченных прекрасных дам эпохи Возрождения, а Рубенс и другие любители всего грандиозного запечатлевали пышнотелых тетенек. Но во времена Рафаэля женщина вообще и души-то не имела, не то что тела. Религия не позволяла. Греховным сосудом считали женщину, а не человеком. А Рубенсу и Тициану просто повезло с моделями — таких пышек, может, всего парочка на всю Европу оказалась, а остальные женщины были худы и измождены, ведь большинство семей жили впроголодь. Жены лучший кусок отдавали своим мужьям-кормильцам, даже не детям. И вот нарисовали, наваяли художники свои идеалы красоты, а нам говорят: такая мода была. И опять же никаких 90-60-90.
Подумаешь, Клеопатра
Так откуда они взялись, эти три роковых числа? Снова заглянем в глубь веков. Во времена господства египетской цивилизации, которые были несколько раньше, к фигуре женщины предъявляли особые требования. Стройность была главной составляющей этих требований. Эталоном женской красоты в то время был образ стройной женщины с крупными глазами (преимущественно зеленого цвета) и пухлыми губами. Особое место в красоте древнеегипетских женщин отдавалось пропорциональности лица и всей фигуры. Красота в Древнем Египте занимала одну из ведущих ролей, ведь даже сейчас, через несколько тысяч лет, мы все наслышаны о прекрасных Клеопатре и Нефертити (но когда я смотрю на современные папирусы с портретами Нефертити или Клеопатры, мне кажется, что это мужчины, честно).
Древний Китай также знаменит своими модными причудами. Красивой фигурой считалась весьма утонченная и хрупкая, и это, конечно же, придумали мужчины. Особое место в формировании образа “хрупкой женщины” занимал размер ступней: чем он был меньше, тем красивее. С детских лет девушкам туго перевязывали ступни или надевали специальные колодки, чтобы остановить их рост. Согласитесь, процедуры не самые гуманные!
В Древней Греции воспевалась женская красота богини любви — Афродиты. У богини большие глаза и прямой нос. Тогдашние идеальные формы женского тела — соотношение окружности груди к окружности талии и бедер — 86-69-93 сантиметра при росте 164 сантиметра.
В Древнем Риме существовал культ светлой кожи и волос. Форме женского тела придавали не столь большое значение. Скорее всего, это связано с несколько необычным отношением к женщинам. Во времена Римской империи восхищались больше мужской красотой, поскольку процветал гомосексуализм. Мужчины были так увлечены любовью друг к другу, что не оставили потомкам каких-либо эталонов женской красоты.
К черту эталоны
Получается, что идеальные пропорции фигуры мы взяли у древних греков. Это, можно сказать, единственный сохранившийся эталон. Большинство женщин стремятся иметь “модельную” внешность и соответствующие размеры фигуры. В остальном же общий символ красоты отсутствует. Так и пошлем к черту все эти эталоны. Вернее, один, очень древний! Будем такие, какие мы есть, с излишествами и недостатками, толстыми и тощими, фигуристыми и плоскими, красивыми и не очень. Ведь жизнь одна, и посвятить ее борьбе за идеалы красоты глупо! А мужчины… А что мужчины? Они никуда не денутся. Они найдут нас, обязательно, независимо от того, какой у нас объем талии.