Кнопочки, или “Передай другому”

Мы в сущности добрые люди. Отзывчивые. Но почему-то никак не хотим думать.
Иногда у нас “чешется” совесть. Хочется кому-нибудь помочь: перевести бабушку через дорогу, купить подгузники для детского дома, передать в социальную службу немного одежды. Ну или денег перевести в какой-нибудь благотворительный фонд.

“СРОЧНО! ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!!! НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!!!” Восклицательные знаки рябят в глазах. Умирает ребенок, нужна кровь. Пропала девушка, родные сбились с ног. Многодетную мать выгоняют из дома. Дедушку сбила машина, нужны деньги на операцию. От нас требуется такая мелочь — нажать на кнопочку и разместить у себя на страничке в Интернете точную копию текста.
Узнаете? “ВКонтакте”, “Фейсбук”, “Одноклассники”, “Живой журнал”, “Твиттер”, форумы… Да любой сайт, на котором люди общаются между собой, постепенно обрастает “отчаянными” объявлениями. Как правило, в тексте очень много эмоций и очень мало подробностей. Телефон. Имя. И что-нибудь для усиления эффекта. И непременный призыв срочно “перепостить” информацию.
Когда много времени проводишь в Сети, начинаешь узнавать некоторые такие “перепосты” “в лицо”. Несколько лет назад искали мальчика, потерявшегося при наводнении в Юго-Восточной Азии. Чем жители Южного Бутова могли помочь спасателям на Тайване, никто не задумывался. Мальчика нашли через неделю, “перепосты” сыпались еще год или два.
Уже год с лишним пугают умирающим ребенком, которому “срочно требуется третья отрицательная”. Меняются имена, неизвестны ни диагноз, ни город, ни станция переливания крови, где ждут доноров. Неизменен только номер телефона. Если позвонить по этому номеру, можно лишиться одной-двух сотен рублей за “коммерческий вызов”.
Собак пристраивают, говорят, что их вот-вот усыпят. Правда, из текста совершенно непонятно, в каком городе разворачиваются события и что нужно делать для спасения животных. Есть только номер телефона. Тоже “коммерческий”.
Собирают деньги на операцию ребенку с раковым заболеванием. Ребенок действительно существует. Только ни он, ни его родители денег не получат: номер счета — совсем другой.
Призывы о помощи копируют тысячи людей, и только десятки предупреждают: “Мошенничество, развод, устаревшая информация!” А знаете почему? Потому что большинство “перепостивших” никогда не проверяет, правда ли то, что они распространяют. Механизм простой: человек читает панический пост, впадает в тревожное состояние и, чтобы заглушить тревогу, жмет на спасительную кнопочку “рассказать всем”. Дело вроде бы сделано, совесть вроде бы чиста. Вроде бы даже пользу принес. А потом вырабатывается рефлекс: увидел-“перепостил”. Читать не надо. Думать — тем более.
И в потоке лжи тонут настоящие просьбы о помощи. Нет, их тоже “перепостят”, не волнуйтесь. Только никто никуда не пойдет, никто не сдаст кровь, никто не приютит собаку. Некогда. Все нажимают на кнопочки.
Что делать? Если вы увидели просьбу “перепостить” что-нибудь, не поленитесь и проверьте ее подлинность. Прежде всего постарайтесь найти первоисточник. В основных поисковых системах (Яндекс и Гугл) есть функция поиска по блогам. Скопируйте весь текст или какую-нибудь фразу из него, отсортируйте выдачу результатов по дате, найдите самое первое сообщение. Иногда даже на этом этапе становится понятно, что просьба устарела. Если в сообщении указан номер телефона или счета, найдите, где он еще упоминается (все тем же поиском по блогам): возможно, кто-то уже узнал, что это мошенники.
Если вы выйдете на автора первоначального поста, задайте ему несколько вопросов: какая конкретно помощь требуется, в каком городе, какому именно человеку. Может оказаться, что деньги не так нужны, как, например, лекарства, пища или передержка для животных. Если требуются именно деньги, не стесняйтесь попросить подтверждения (выписку из диагноза, судебное решение, другие документы). Проверяйте все, что можно, — только так вы можете обезопасить себя и других от мошенничества.
И самое главное, пожалуй. Если вы не хотите или не можете помочь, не требуйте этого от других.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Кнопочки, или “Передай другому””

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *