Около восьмидесяти мероприятий в год проходит в библиотеке-музее имени Гладиной. Это различные проекты, концерты, праздники, краеведческие уроки, литературные обзоры… И один из главных “двигателей” всего этого — директор библиотеки Елена Ходотова. Искатель счастья
Много мы можем сказать комплиментов и добрых слов этому человеку. Но каждый, кто встречал ее, сможет сделать это лучше нас. Поэтому мы просто предоставим ей слово…
— В библиотекари я попала не сразу. Хотя работу выбирала по совету отца, а он говорил так: “У женщины должна быть не работа, а профессия, чтобы хватало на украшения и белье. Остальное — удел мужчины!” Я окончила в Апатитах музыкальную школу и на год устроилась в детский сад музыкальным руководителем. Это было мучение — дети меня не слушались, ни свои, ни чужие…
А сразу после школы я поехала в Ленинград счастья искать. Хотела поступить в музучилище. Пока сидела в сквере, наблюдала, как абитуриенты со скрипочками ходят, ко мне мужичок подошел и сказал: “Устраивайся к нам на завод и приходи ко мне в команду в волейбол играть — рост у тебя подходящий!” В результате вместо музучилища я оказалась в машиностроительном училище, даже успела фрезеровщицей поработать. Три года “искала счастья” в Ленинграде, вернулась домой и тут поработала в “Механобре”. И поняла: все техническое — совершенно не мое…
Елена окончила в Петрозаводске Карельское культпросветучилище и начала работать в Апатитах, в библиотеке, в 1985 году. С 1999 года Елена Ходотова была заведующей сектором по искусству. Теперь она директор библиотеки-музея имени Ларисы Адамовны Гладиной.
Про книжки и помаду
Предыдущий директор библиотеки Лариса Гладина говорила, что библиотекари — самый малочитающий народ. Но Лена — не из таких.
— Я читаю много, бывает, если спать хочется, а книга интересная — дочитываю стоя, чтобы не уснуть. Что-то хочется отложить “на пенсию”, но вспоминаю, как мой школьный учитель Любовь Антоновна Гаевская говорила, что ничего не надо откладывать, ведь в старости будут болеть глаза и подскакивать давление. Поэтому все читаю сейчас. Люблю современную зарубежную и отечественную прозу, мемуары, книги по искусству и художественные альбомы. Не читаю женские романы, иронические детективы и приключения. Детство прошло со стихами Агнии Барто, юность — с “Бродягами Севера” Кервуда и “Мартином Иденом” Джека Лондона. Люблю перечитывать очерки Дины Рубиной, не расстанусь с книгами Вежинова и Улицкой, хотя много книг из дома перетаскала в библиотеку.
Но я могу сказать, что библиотеки хорошо комплектуют, разумно. Читатели удовлетворены тем, что мы им предлагаем, фонд насыщен, в том числе и раритетами — спасибо Ларисе Адамовне.
— Лена, скажи, а читатели не стали брать меньше книг в последнее время?
— Книг стали брать больше. Нашей библиотеке повезло с читателями. Есть актив, те, кто верен библиотеке и любит ее. И самое интересное — дети приводят в библиотеку мам и пап, чтобы те тоже книжки читали! Много пенсионеров и школьников, для них библиотека — это место организованного досуга. А молодежь стала очень требовательна к чтению, у нее толковые “маст-хэвы”…
Если говорить о культурных мероприятиях, то музыкальные пятницы, которые были при Гладиной, мы сохранили, так же, как и “Рубцовские чтения”. Добавились с тех пор “Ночи в библиотеке”, молодежный десант поэтов, презентации журнала “Тиэтта”, литературные праздники для детей. Проводим массу концертов, здесь камерная обстановка, уют, которые мы сами создаем. Из дома даже посуду сюда принесли, ведь на работе мы проводим времени не меньше, чем дома!
Работают в библиотеке-музее семь человек, библиотекари, я считаю, высочайшего класса профессионалы.
— А как же удается девушкам из библиотеки-музея всегда так потрясающе выглядеть? На помаду хватает?
— А мы убедили себя, что на нашу зарплату можно прожить, — смеется Лена. — Но сейчас с заработком все же лучше, чем в 85-м. В любом случае, женщину-библиотекаря теперь “серой мышкой” не назовешь, особенно тех, кто в Мурманской области живет и работает, — мы тут марку держим!
Чего пожелаете?
Мы предложили Лене представить ситуацию, когда к ней в кабинет придут руководители города и скажут: сделаем для библиотеки все, что вы пожелаете! И как бы Елена Михайловна отреагировала на такое заманчивое предложение, что бы попросила?
А Елена Михайловна, как ни странно, стала говорить о том, что власти должны приходить в библиотеку не только потому, что так положено им по должности. Душевная потребность должна быть, особый эмоциональный настрой, без обязаловки.
— Судить о состоянии дел в библиотеке только по цифрам в отчетах — это одно, — говорит Елена. — А чувствовать и понимать атмосферу, дух — совсем другое дело.
Конечно, библиотека нуждается в материальной и технической поддержке. В помещениях, где хранятся архивные материалы, — грибок. В запасниках очень нужен ремонт. Прекрасно, что школы укомплектовывают компьютерными классами, но для библиотеки компьютерное обеспечение, техническое оснащение тоже важны.
Но обычно мы ничего не просим. Мы скромны. Хотя дарители и меценаты у библиотеки есть. А иногда срабатывает булгаковский принцип: ничего не проси, сами придут и все дадут.
Мне не очень нравится просить. Ведь иногда ты получаешь отказ. Нам проще скинуться самим на призы или на угощение. А может быть, нам не помогают потому, что мы сами делаем все…
Елена Ходотова не сидит круглосуточно с книжкой. Любит выращивать цветы, занимается рукоделием — вяжет и плетет. Она интересуется хорошим кино, часто ездит на природу, в свой домик на Нефелиновых песках, ходит в походы с друзьями и родней, открыла для себя Варзугу… А больше всего любит музыку! Она прекрасная певица, кажется, может петь все — от народных песен до джазовых композиций. Лена и музыка — сиамские близнецы.
— Что для тебя значит музыка?
— Музыка лечит. Она либо веселит, поднимает настроение, либо успокаивает. Мне всегда нужен музыкальный фон. Я люблю хорошую музыку, предпочитаю, например, симфоджаз. Нравится то, что мне подсовывает старший сын — клубную музыку. Люблю инструментальную — гитарную, фортепианную, музыку кино, советскую эстраду.
— А ты все еще поешь?
— Теперь в основном на семейных мероприятиях. В последнее время я что-то больше говорю, чем пою.
Елена во время нашей длинной беседы не раз говорила: “Моей семье надо поставить памятник, особенно мужу”. Ведь на работе она проводит больше времени, чем дома. Да и дома разговоры все больше вокруг библиотеки и читателей крутятся. Младший сын Федя в детстве называл читателей “почитателями”. Федя недавно вернулся из армии. Чем будет заниматься дальше, пока еще не определился. Старший сын Артем живет и работает в Питере.
— Мне повезло с профессией, в ней я полностью реализовалась, — признается Елена. — И есть желание, чтобы и у сыновей все сложилось с профессиями.
И — о планах:
— Я ни о чем обычно не мечтаю, но как только начинаю всерьез что-то планировать, так оно и сбывается. Когда думаю о будущем, то понимаю, что энергия не бесконечна, может накопиться усталость и от информации, и от людей. Но уверена, что в 50 на пенсию не уйду, надо еще поработать!
От души поздравляю Елену! Она действительно замечательный человек и на своем месте. Атмосфера на всех мероприятиях в библиотеке-музее гостеприимная, туда хочется приходить снова и снова. Пожелаю, чтобы Елене хватало сил, энергии, выдумки на дальнейшие проекты.
В далеких 80х. В тур поездке по волге я стал свидетелем как Елена в разговорах со своими подругами делилась мыслями о своей работе Потрясен как у нее все ладно сложилось!!!Такое только в книгах бывает.Елена Михайловна искренне рад за вас.Так держать!!!