Маршруткам как виду городского транспорта чуть больше десяти лет, но за это время они приобрели особую, не очень хорошую репутацию. Даже анекдоты про этот вид транспорта чаще относятся к категории “черного” юмора.
Нарушитель со стажем
— Я еду в маршрутке и боюсь! — так с некоторых пор рассказывает моя коллега, часто пользующаяся маршрутным такси. — В них же все дребезжит, громыхает, порой кажется, вот-вот развалится.
И она не одна такая. Водители маршруток заметили, что некоторые постоянные пассажиры перестали садиться в их машины.
— Я однажды спросил женщину, которая все-таки села в машину: почему перестала на “ГАЗели” ездить? Ответила, мол, после той аварии страшно стало, — рассказал Юрий, водитель маршрутки.
Жители Апатитов и Кировска еще не забыли недавнюю аварию, в которой пострадали пассажиры маршрутного такси. Водитель, как выяснилось, с начала 2010 года до момента аварии 17 раз нарушил правила и столько же раз его привлекли к административной ответственности. А сколько раз не поймали?
На той самой “ГАЗели” он не пропускал пешеходов, нарушал правила остановки-стоянки, ездил на неисправном автомобиле, неправильно пользовался светом. Шесть раз его привлекали за превышение скорости, один раз он попал в аварию и уехал с места ДТП.
“Да он по жизни “шумахер”!” — так говорят его коллеги-водители маршруток, с которыми я разговаривала. А в это время сотрудники ГИБДД проверяли их документы.
Дело в том, что сейчас в городе идет операция “ГАЗель”, как раз и призванная жестче, чем обычно, контролировать пассажирские перевозки. Сотрудники ГИБДД не только проверяют наличие в машине аптечки и огнетушителя, а также документов, которые обязательно должны быть у водителя маршрутки.
На автодороге Апатиты — Кировск установлены приборы видеофиксации, так что все “шумахеры” скоро уведомления из инспекции получат. Правда, водители маршруток об операции знают, и те, кто любит погонять, присмирели.
Правильный отбор
Большинство людей уверены, проблемы с маршрутками — это недоработка ГИБДД. Возможно, доля истины в этом утверждении есть, но, похоже, очень небольшая. Как становятся водителями маршрутных такси? Оказывается, даже если у человека есть права и даже нужная категория — “D”, пассажиров ему доверить должны не сразу.
В идеале, а точнее, согласно приказу Минтранса РФ, водителем междугороднего автобуса может стать водитель, имеющий не только права с нужной категорией, но и стаж водителя автобуса не менее трех лет. Перед тем, как самостоятельно ездить по маршруту, водитель обязан пройти стажировку. А также он ежегодно должен проходить курс повышения квалификации, включающий в себя проверку знаний ПДД.
Предрейсовый и послерейсовый медосмотры тоже обязательное условие работы водителя. Машину необходимо содержать в исправном состоянии. И если последнее условие хоть как-то может контролировать ГИБДД — такие машины проходят техосмотр два раза в год, то остальное… Остальные требования обязан соблюдать владелец машин, принимающий водителей на работу.
— Водителей находим по объявлениям, сначала берем на испытательный срок — месяц, — рассказал один из работодателей. — Две недели человек проходит стажировку — ездит по маршруту с инструктором, нашим опытным водителем. Конечно, я стараюсь выяснить “водительское прошлое” кандидата: звоню на его бывшую работу, да и вообще в нашем маленьком городе узнать о человеке не проблема.
За техсостоянием машин следить и вовремя ремонтировать их в моих же интересах. Они же рабочие лошадки, значит, должны деньги приносить, а неисправные — как же заработают?
Водители у нас правила нарушают, в основном скорость превышают, но не очень. Штрафы в таком случае платят сами и от меня “профбеседу” получают. Серьезных нарушений у моих не было, в противном случае рублем точно наказал бы, возможно, и уволил бы.
Видимо, работодатель попался мне правильный, но много ли таких? Ведь откуда-то берутся водители маршруток, которые обгоняют другие со скоростью ветра, причем как слева, так и справа.
Без толку
— Есть в наших рядах водители, которые и сами жить хотят и понимают, что людей везут, и за их безопасность отвечают — ведь не дай Бог жить с сознанием, что по твоей вине кто-то калекой стал или погиб, — говорит Юрий, водитель маршрутного такси. — Но есть и “гонщики”. Молодые это в основном. Мы им иной раз и говорим, что нельзя так, а толку-то…
Плюсы и минусы маршрутных такси
Вот что думают о “ГАЗелях” пассажиры:
Марина:
— Езжу в Кировск и обратно регулярно, поэтому пользуюсь маршрутками. Удобно, что они ходят часто — даже если не удалось сесть в одну, то на другой обязательно уедешь. Автобуса-то не дождешься. А минусы всем известны — машины старые, да и водители любят гонять, как только за город выезжают. Однажды пришлось настоять, чтобы водитель перестал на ходу по телефону разговаривать. И так страшно…
Максим:
— На маршрутках почти каждый день езжу, минусов, я думаю, у них мало. Они гораздо удобнее и теплее, чем автобусы, да и ходят чаще. Последнее время совсем уж развалюх не попадается. Минус, да и то редкий, — это блатная музыка, которая орет у водителя из магнитолы, иногда там очень некрасивые вещи поются. В остальном меня все устраивает. А еще здорово было бы расписание их знать.
Ольга:
— Я по городу пешком хожу, а в Кировск езжу редко. Но когда попадаю не на автобус, а на маршрутное такси, стараюсь сесть сзади и не смотреть в окно. Они действительно ездят слишком быстро, а зимой это реально опасно. Но зато можно попросить, и остановят там, где тебе удобно. Думаю, если бы их не было вообще, многим людям это создало бы неудобства — автобусы ходят редко.
Кирилл:
— Нет, я не боюсь на маршрутках ездить, хотя тут недавно слышал, что одна перевернулась. Но, кажется, все живы остались. Плюсов много: можно быстро добраться до Кировска, цена не запредельная, да и ходят часто. Правда, в некоторых что-то на ходу побрякивает, но ведь и такси, и автобусы попадаются не лучше. Жаль только, что маршрутки не круглосуточно ходят, это проблема — из Кировска доехать, если до позднего вечера задержался.
Однозначно. Парк автобусов необходимо менять и срочно. А то …. :smiles_958: