Трогай и трепещи

43-4-4
Светлана Смычкова цитирует Державина: “Хлебные магазины лопарям обустраивать, но хлеба бесплатно не давать, а принуждать их к трудолюбию”.

Вот он, томик Гете, небольшой, но увесистый, 1856 года издания. Пожелтевшие страницы, тяжелый готический шрифт. Самая старая книга в библиотеке-музее. Семь томов сочинений Гавриила Державина, год издания — 1868-й: книги напечатаны в типографии императорской Академии наук. Судя по штампу, стихотворения, деловую переписку и письма Державина в конце XIX века читали офицеры лейб-гвардии гусарского полка Его Величества, библиотеке которого принадлежали книги.

“Очерки и рассказы” Владимира Короленко в 1908 году изданы в Санкт-Петербурге при жизни автора. А напечатаны типографией первой Санкт-Петербургской трудовой артели, что находилась на Лиговской улице.

Как рассказала Светлана Смычкова, ведущий библиотекарь читального зала, эта книга — подарочное издание: с золотым обрезом, в составном переплете — два тома под одной обложкой. Переплет красоты необыкновенной: корешок и уголки — из натуральной кожи коричневого цвета, а обложка покрыта мраморной бумагой. Подержать такую книгу в руках — редкое удовольствие, тут же начинаешь листать страницы и читать, читать…

— Когда я показываю эти книги детям в читальном зале, — рассказывает Светлана, — всегда говорю, что старые книги нужно не только рассматривать, но и обязательно трогать. Ощущения от прикосновения к старым книгам совсем другие. Современные глянцевые обложки делают их одинаковыми, безликими. Каждая старая книга имеет свое “лицо”.

Прикосновение к раритетам на самом деле  создает особенное настроение. И к их содержанию доверия почему-то больше, чем к трудам большинства современных авторов. Может быть, потому что и писатели, и издатели тогда были настоящими профессионалами.

Иначе знаменитые “Типография Глазуновых” и “Частное издательство Федора Маркса” разорились бы вмиг, а они в России издавали книги десятилетиями. Кстати, книги этих издательств тоже есть в библиотеке-музее. Особенно меня потряс том рассказов Тургенева в переплете из розового шелка, украшенного тиснеными белыми лилиями.

— Как такие раритеты попали в библиотеку? — спрашиваю у директора Елены Ходотовой.

— По-разному. Что-то принесли и продолжают приносить читатели, причем многие книги дарили именно Ларисе Адамовне. Большинство книг попало к нам из фондов расформированных библиотек. А самой ценной Лариса Адамовна считала книгу “Мурманская железная дорога”. Издана она в 1916 году в Петрограде, и в ней огромное количество фотографий.

— Рядовой читатель имеет доступ к раритетам?

— Конечно, но только в читальном зале. На дом мы их, разумеется, не выдаем. И уже два года в День библиотек мы организуем выставки раритетных книг в нашей библиотеке-музее.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *