Кикладские идолы…

Кикладские идолы… Тоже ведь загадочка. Если этруски пусть и нечитаемые, но письмена оставили да хоть кто-то запомнил их и немного рассказал потомкам, то древняя цивилизация на островах в центре Эгейского моря возникла и исчезла тихо и мирно, и оставила за собой совсем крошечные, но прекрасные и загадочные следы. А именно — скульптуру.

Да, есть еще керамика — посуда. Красивая. Удобная. Похожа на древнегреческую, но только в то время Греции никакой еще не было. Вероятно, это греки переняли достижения островитян. Есть невнятные остатки городов на островах, захоронения, немного украшений. Но самым замечательным их наследством считаются мраморные статуэтки — так называемые кикладские идолы.

Когда я восемь лет назад впервые увидел эти фигурки в сувенирном магазине, то подумал: какой удачный стиль нашел кто-то из авангардистов! А потом долго чесал в затылке, когда узнал, сколько этому “авангарду” лет — их оригиналы были сделаны четыре-пять тысяч лет назад.

Музыкант с арфой, музыкант с двумя свирелями, мужчина в кресле и со стаканом в руке (археологи дали ему имя — Тостующий)… Осколки воина… Женщина, на голове которой в полный рост стоит ребенок… Я перечисляю то, что видел своими глазами в музее кикладского искусства в Афинах. А дальше — десятки и десятки женских фигурок, от крошечных до в натуральный рост. И все в одной позе, все похожи друг на друга. Историки так и не пришли к единому мнению — что это? Надгробная скульптура? А как она располагалась — лежа или стоя? Дело в том, что ноги ее чуть согнуты в коленях, а стопы вытянуты. Ни постоять, ни полежать в такой позе. Так до сих пор никто и не догадался, что они говорили этими скульптурами.

Еще есть совсем схематичные фигурки женщин — широкие бедра, тонкая талия, широкие плечи и длинная-длинная шея… и без головы. Очень похожи на скрипку!

И очень понравилась мне фигурка мужчины, но ее я видел лишь на фото из какого-то другого музея: мужчина сидит, опирается подбородком на кулак, запрокинув голову, и смотрит в небо. Лицо выполнено схематично, но в пластике, в его расположении столько томления и мечтательности, что поневоле улыбнешься. Пять тысяч лет назад неизвестные коллеги по полу с такой же тоской, как и мы, смотрели на звезды, в даль загадочную…

Я намеренно не отяжеляю эту заметку сведениями о сосуществовании Киклад с другими цивилизациями, например, с минойской, что-то о них все же выяснили. Главное — в другом. Пришли в этот мир, жили, любили, рожали, работали, ели-пили, сочиняли музыку, ваяли скульптуры, строили города… И — ушли.

И тут я позавидовал Маше Голубцовой. Она делает свои плошки из хорошей глины (привозят наши гончары глину специально). И ее плошки на тысячи лет переживут нашу газету! И, между прочим, хорошо она их делает, не стыдно перед потомками. Так, может, стоит на них и слова писать какие-нибудь, авось прочитают те, что придут после нас. Ну, что-нибудь вроде “Привет от Гарика!”. А что? Вот закажу Маше много плошек и разложу их погуще по всему городу. Для потомков… Так ведь современники украдут.

Ваш веселый Игорь Дылёв.

Мысль недели:
— Папа, мама, это Маша. Она будет жить с нами.
— Долго?
— До утра.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *