Когда я была маленькой, мамы и многие ее подруги хранили по флакончику настоящих французских духов. Особенно мне запомнились “Climat” от фирмы “Ланком” и “Diorissimo” от “Кристиана Диора”. Эти запахи казались волшебством и навсегда врезались в память. Каково же было мое удивление, когда, став взрослой и встретив в магазинах эти ароматы, я их не узнала: ничего общего с теми, из детства, они
не имели. Думаете, обонятельная память подвела? Вовсе нет — эти и другие “настоящие французские” духи попросту были убиты…
Покупай каждый год!
Ежегодно парфюмерные концерны выбрасывают на рынок около четырехсот новых ароматов. Девять десятых из них снимается с производства через год. На большинстве духов обозначен гарантийный срок хранения — два-три года. И действительно, это реальный срок их жизни. Но почему же в таком случае у наших мам заветные флакончики хранились десятилетиями?
А есть ведь вообще замечательные истории. Например, некий коллекционер купил однажды набор английских парфюмов производства 30-х годов прошлого века. В закупоренных сургучом бутылочках оказались прекрасные ароматы. Чудо долгого хранения можно объяснить натуральностью масел и высоким качеством составов.
Но вот жизнь дешевых современных массовых ароматов не обязана быть долгой. Ягодно-цветочная новинка может прокиснуть до истечения срока хранения, а старые ароматы, “живущие” в темном сухом прохладном и спокойном месте, через многие годы способны сохранить богатство ириса и гвоздики, флердоранжа и жасмина, натуральных амбры и мускуса.
Жасмин вне закона
Не раз я слышала от подруг и знакомых фразу: “Странно, пользуюсь этим ароматом давно, и каждый новый купленный флакон имеет совсем не тот запах. Их что, подделывают?” Нет, дело не в подделке, а в определенных запретах, нацеленных на наше с вами благо. Только почему-то многих эта забота огорчает и обескураживает.
В последние десятилетия в парфюмерии появилась тенденция к удешевлению производства. Рынок требует новых синтетических компонентов и удачных рекламных кампаний для духов-однодневок. Деньги в этом бизнесе могут, а значит, обязаны, приносить большую и быструю прибыль, и мы с вами должны покупать, потреблять и вновь идти за покупкой. Ни одному современному парфюмерному концерну не выгодно теперь выпускать аромат, что называется, на века. Но подстегивать потребителя — некрасиво, и поэтому был придуман гениальный маркетинговый ход.
1 января 2010 года вступила в силу 43-я поправка к правилам, регулирующим индустрию и разрабатываемым Международной парфюмерной ассоциацией (IFRA). Множество парфюмерных брэндов вынудили отказаться от дальнейшего производства ряда ароматов либо изменить их формулу в соответствии с новыми правилами. Из состава духов изъяли ряд ингредиентов из-за их потенциальной аллергенности или фототоксичности.
Так, вне закона, например, оказался дубовый мох, без которого не обходится практически ни один шипровый аромат. Существенно ограничили применение экстракта жасмина (неотъемлемого элемента многих ароматов “Chanel”), цитрусовых масел и гелиотропина, входящих в состав парфюмерии “Guerlain”. IFRA запретила к использованию лираль (один из синтетических ландышей) и кумарин (свежескошенное сено).
По этическим соображениям в духах перестали употреблять натуральные субстанции животного происхождения — амбру, мускус, цибетин, кастореум. Все это привело к снятию с производства множества ароматов или существенной их переделке.
Что сказал парфюмер
Мне удалось разыскать интервью, которое дал нынешний парфюмер фирмы “Christian Dior” Франcуа Демаши о прежнем качестве французских духов одному из глянцевых журналов. Вот часть этого интервью:
— Мы следуем рекомендациям IFRA, и, например, в новой “Miss Dior” нота бергамота стала другой. Из масла убраны фурокумарины, являющиеся природным стабилизатором масла бергамота. Они придают бергамоту насыщенность и фруктовые оттенки. Поэтому нота бергамота стала как бы размытой. И дубовый мох тоже пришлось заменять, и вообще полностью изменить аромат. Все животные ингредиенты: кастореум, цивет, мускусы — очень важные для старых ароматов — фьють! — и нет. Это варварство, но мы ничего не можем поделать. Это началось около 15 лет назад, я тогда работал еще в “Chanel”. И в духах “Chanel №5” мы столкнулись с тем же самым…
— Но ведь ароматы “Dior” были в Советском Союзе синонимом французских духов. Они были ароматами наших мам. Изменяя классические ароматы, вы просто воруете детские воспоминания миллионов людей!
— К сожалению, это правда. Но как парфюмер я не могу предложить другого решения.
— Нельзя ли делать ароматы по сохранившимся старым формулам, не глядя на предписания IFRA?
— Сегодня это просто нелегально. Это очень серьезная проблема. Все эти ограничения IFRA в парфюмерии основаны на принципе “не навреди”. Даже если мы можем доказать, что за 63 года никто не пострадал от духов “Miss Dior” — все равно нельзя…
Вымирающие ароматы
Попробуем составить список ароматов, которые никогда не станут прежними. Даже если для некоторых из них изменят формулу, впоследствии их ожидает неминуемая смерть (по данным сайта 1000fragrances.blogspot.com). Итак.
“Joy” (Jean Patou). Слишком много жасмина, по мнению IFRA. “Joy” — сокровище французской парфюмерии — не может производиться согласно новым правилам. С исчезновением “Joy” Дом “Пату” исчезнет менее чем за пять лет.
“Chanel №5”. Самый известный аромат в мире уже производится не по формуле, созданной Эрнестом Бо в 1921 году. Переизбыток жасмина и дубового мха в современной формуле станет окончанием легенды “Chanel №5”.
“Mitsouko” (Guerlain). Из-за количества дубового мха в формуле производство этого аромата невозможно. И ни одно классическое творение Жака Герлена не сможет получить новую жизнь. Ни одна из формул, существовавших до первой мировой войны, не способна на совместную жизнь с правилами IFRA. Для публики останутся только названия и общая идея аромата. Исчезнут “Apres l’ondee”, “Nahema”, “Vega”, “Liu” и “Vol de Nuit”.
“L’Air du Temps” (Nina Ricci). Уже измененная формула исчезнет вовсе, поскольку основной аккорд, по мнению IFRA, токсичен.
Caron. Вся продукция этого Дома поправку 43 пережить не сможет. Не известен ни один классический аромат “Caron”, с их яркими нотами специй, розы и жасмина, который мог быть воспроизведен.
“Femme” (Rochas). Производить этот самый известный парфюм Дома станет невозможно из-за проблемы с дубовым мхом. Аналогичная судьба постигнет “Madame Rochas”.
“Bandit” (Robert Piguet). Мшистой базе этого шедевра, где изобутилхинолин окружен прекрасными нотами жасмина, вынесен смертный приговор.
“Ysatis” (Givenchy). Также содержит древесный мох, а значит — смерть аромату.
“Рour Monsieur” (Chanel). Слишком шипровый, по мнению IFRA.
“Eau Sauvage” (Christian Dior). Это оригинальное творение также слишком шипровый.
“Youth Dew” (Estee Lauder). Проблемой этого великого парфюма станет количество специевых нот и опять же присутствие дубового мха. В такой же ситуации находится “Opium” (YSL).
P.S. Все эти ароматы еще можно найти в неизмененном виде, особенно в маленьких магазинчиках маленьких городов. И если что-то из вышеперечисленного — ваши любимые духи, то лучше приобрести их с запасом. Ведь в будущем каждого из нас просто заставят быть “как все” и пользоваться только стерильными ароматами. А их уже никто не увековечит в стихах, как это сделал Вертинский с ароматом “Nuit de Noel” от “Сaron”…
Двадцать лет назад я достал французскую туалетную воду «Бал в Версале», в качестве подарка будущей жене, к сожалению, больше я этой туалетной воды не видел. А такой был прекрасный запах!
а этот аромат еще выпускают, и его легко можно найти)))