Жертва и агрессор

К чему приводят насмешки в школе

Все мы помним, как в детстве нас дразнили сверстники. Кого-то из-за фамилии, кого-то из-за физических недостатков, а некоторых даже из-за прилежности. Вряд ли кому-то это нравилось, а у некоторых осталась незаживающая рана на всю жизнь.

Что такое моббинг

Дети переживают словесное нападение по-разному. Те школьники, у которых высокий статус в классе, чувствуют себя более защищенными и могут не реагировать на насмешки. А непопулярные ученики переживают очень тяжело. Они чувствуют одиночество и беззащитность перед толпой, все больше замыкаются в себе и изолируются от общества.

Эта проблема неявная и скрытая, взрослые часто ее игнорируют и считают чем-то не стоящим внимания. Но сейчас к ней обратились ученые — психологи, педагоги, социологи. Ее начинают рассматривать как социальное явление, которое имеет свои причины, законы развития и последствия.

Форма психологического насилия, когда группа школьников издевается, высмеивает своих же одноклассников, называется моббинг (от английского mob — толпа). К формам моббинга относят бойкот, придирки, насмешки, доносительство, клевету, распускание слухов и тому подобное. То есть это в основном словесное насилие.

Моббинг встречается не только в школьных группах, но и в рабочих коллективах: вертикальный — от начальства, и горизонтальный — от коллег.

Две причины

Первая причина того, что одни дети травят сверстника, а другие становятся жертвами, обычно кроется в семейных отношениях. И жертвы, и агрессоры в классе — это дети, которые переживают или являются свидетелями насилия в семье. Более сильные (физически или морально) дети становятся агрессорами, более слабые — жертвами. И те, и другие не умеют устанавливать партнерских отношений в группе — у них нет такой модели отношений с людьми.

Вторая причина — это отношение к ребенку учителя в начальных классах. Если учитель не любит ученика, раздражается, постоянно одергивает и публично критикует, то эту манеру начинают копировать дети.

Эти две причины тесно связаны. Есть закономерность — учитель придирается к тому ребенку, у которого программа жертвы уже сформирована родителями, его часто ругают и наказывают в семье.

Причиной моббинга в подростковых группах можно назвать и возрастные особенности. Практически в каждом учебном коллективе, начиная с пятого класса, есть свое “чучело”, над которым все смеются. Дело здесь не в жестокости подростков, а в стадном поведении, в их потребности принадлежать к группе. Подростки делят людей на “своих” и “чужих”. Они травят “чужих”, то есть непохожих на них, чтобы продемонстрировать принадлежность к “своим”.

В более старшем возрасте причиной может стать элементарная зависть. Став взрослыми, любители моббинга продолжают искать жертвы в рабочем коллективе и преследуют их, так сказать, по привычке.

К чему это приводит

Каковы же последствия школьного моббинга для жертвы? У ребенка нарушаются концентрация внимания, память, мышление, поскольку все силы идут на то, чтобы справиться со стрессом, с негативными эмоциями. В результате снижается мотивация к учебе и падает успеваемость. Желание ходить в школу пропадает вообще. Некоторые начинают прогуливать, другие симулируют болезни, третьи действительно заболевают, что называется, на “нервной почве”, в крайних случаях подростки решаются на суицид.

Последствия могут проявляться и гораздо позже, через многие годы. Взрослые, пережившие насилие в школьные годы, страдают от заниженной самооценки, проблем в общении, страха публичных выступлений и могут стать жертвой моббинга на работе.

Учителя не придают большого значения такому явлению, как словесное насилие (обратите внимание, бойкот — это разновидность насилия), считая, что дети должны сами разбираться. Родители тоже стараются не вникать в суть проблемы, а ребенку говорят: “Не обращай на них внимания, они и отстанут”. В единичных случаях этот совет может помочь, но если травля происходит систематически, ребенок чувствует себя беззащитным и одиноким, а выходит из этой борьбы травмированным и закомплексованным.

Что делать?

Анна, узнав, что над ее сыном-первоклассником насмехаются в школе, обратилась к классному руководителю. Реакция была такой: “Ничего страшного не происходит, он выдумывает”. Маме пришлось действовать самостоятельно. Она разговаривала с детьми, с их родителями — ничего не помогало. Новый классный руководитель услышал тревогу матери и понял проблему, стали действовать сообща. В конце концов, после пяти лет борьбы, мальчика перестали дразнить и высмеивать, и сейчас он с радостью ходит в школу, стал лучше учиться, даже осанка изменилась — он расправил плечи.

Защищать ребенка младшего школьного возраста просто необходимо. А в подростковом возрасте это уже не только поздно, но и опасно — вмешательство мамы может усугубить ситуацию. Помочь тут может только старший брат или группа уважаемых и сильных сверстников, хотя иногда эти акции кончаются плачевно.

Родители, если вы видите, что ваш ребенок страдает от насмешек и издевательств, не отмахивайтесь и не полагайтесь на то, что все само собой рассосется. В первую очередь перестаньте сами давить на него, измените характер отношений в семье, сделайте их партнерскими. Во-вторых, когда ребенок хочет рассказать о случившемся, выслушивайте его без критики и осуждения, не говорите: “Да ты сам хорош, нечего было лезть” или “Что ж ты не дал сдачи?” Дайте возможность высказаться, поймите его чувства, станьте группой поддержки. Проговаривание чувств помогает преодолеть стресс, найти правильный выход из ситуации.

Если ситуация не меняется, есть смысл перевести ребенка в другой класс, а лучше — в другую школу. Но при этом необходима работа с психологом, иначе программа жертвы будет продолжать действовать и в новом коллективе.

Предотвратить насилие в классе можно, если в период от 10 до 13 лет, когда формируются стихийные детские нормы, вести психологическую работу с классом и обучать детей навыкам партнерского общения, работе в команде. После тренингов дети обычно становятся более доброжелательными, конфронтация между мальчиками и девочками ослабевает, мотивация к учебе растет, класс превращается в активную и инициативную группу.

Хочу подчеркнуть, что подростки ходят в школу в первую очередь для того, чтобы общаться со сверстниками. Когда в классе благоприятные условия для конструктивного и безопасного общения, то дети и учатся хорошо, и дисциплина устанавливается автоматически.

Психолог Татьяна Дьяченко.

Поделитесь:Share on VK
VK

6 комментариев на “Жертва и агрессор

К чему приводят насмешки в школе”

  1. Детям надо показывать фильм Класс 2007 или Слон Гаса Ван Сента. Может тогда они задумаются, что затравленный человек способен на страшное.

  2. как все сказано правильно.это мои слова-не обращай внимания.им надоест они перестанут дразнить — я была не права в чем можно только раскаиваться. хорошо .что сейчас есть такой психолог-Татьяна Дьяченко-она в любой ситуации разберется и поможет обязательно.

  3. Как жаль, что в нашем детстве наши родители не имели возможности обратиться к помощи специалистов-психологов. Психология имела статус лженауки,это все у них на Западе проблемы, а в нашем здоровом обществе торжествуют идеалы социализма,мы воспитываем Нового человека и у наших детей никаких проблем, а тем более комплексов быть не может. Читаешь статью и со стыдом вспоминаешь,хоть уже и 30 лет прошло, о случаях травли в нашем вообщем-то дружном классе. Хочется попросить прощения у всех невинных жертв за свое невмешательство, а иногда и участие в постыдном травле. Спасибо вашему Автору за такую нужную и разъясняющую статью.Психологи в школе очень нужны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *