Я самая обыкновенная женщина. Родилась и выросла в Апатитах. С детства любила возиться с малышами.
Когда пришло время выбирать профессию, сомнений не было — хочу стать педагогом. Поступила и окончила Мурманский педагогический институт, получила гордое звание — педагог-психолог.
Как многие в детстве, я любила шить куколкам всякие наряды и представляла, что это мои дочки. Нравилось кормить кукол, украшать их, водить на прогулки, придумывать необычные ласковые названия. Я представить себе не могла, что у меня самой будет трое детей, и все — принцессы! Сейчас Вере 12 лет, Анне — 10, Валерии — почти четыре годика. Старшие девочки учатся в школе, а маленькая ходит в детский садик.
Я сознательно захотела родить ребенка лет в 19. Мне кажется, что любить своих детей я начала именно тогда. Я думала о них, представляла, какими они будут, как смешно будут разговаривать и обнимать меня своими ручонками. И вот через два года у меня появился долгожданный малыш — дочка Вера. Мне нравилось ходить беременной. Это незабываемые ощущения: внутри тебя живет ребенок, маленький, беззащитный, и ты любишь его просто так, потому что он есть, шевелится и заставляет тебя чувствовать самой счастливой на свете.
Средняя, Анюта, для меня стала «киндер-сюрпризом», но не возникло даже мысли, что я захочу от нее избавиться. Я была студенткой очного отделения института. С одним-то ребенком хлопот не оберешься, а с двумя и подавно. Разница между девочками получилась небольшая — полтора года. Когда они были маленькие, я очень уставала. Зато дети не скучали — играли и шалили вместе.
Они подрастали, и мне казалось, что детей у меня больше не будет. И вот, когда дочки стали учиться в школе, возникло громадное желание пройти опять этот путь: шевеления внутри, кричащий тепленький комочек на твоем животе после родов, первая улыбка, первые шаги, первые слова, смешные, трогательные детские размышления, искренние, непосредственные эмоции.
Я никогда не слушала людей, которые удивлялись, как я в наше время решилась родить троих. Однажды в больнице какая-то дама сказала: «У меня будет один ребенок, зато любимый». А у меня все трое любимые! Я не разделяю детей на «любимых» и «не очень».
Мои дочки абсолютно разные по характеру. Вера — шумная, веселая, подвижная, целеустремленная, справедливая девочка. У нее замечательные способности, схватывает все на лету. Анютка — нежное, чувствительное создание, любит кропотливую работу, любознательна, любит читать книги, постоянно нуждается в одобрении окружающих, в ласке. Валерия — маленькая, поэтому любимица в нашей семье. Если старшие девчонки могут между собой поссориться, немного даже подраться, то Леру никто никогда не обижает. Она достаточно своеобразная девочка. Любит за всеми наблюдать, никогда ничего не будет делать, если ее заставляют, на людях замкнута. Зато среди родных очень даже шустренькая, разговорчивая. Любознательность ее не знает границ.
Родив в 30 лет, я поняла, что сделала много ошибок в воспитании старших детей. У них было больше запретов. А Валерии я разрешаю познавать жизнь в действии, экспериментах: рисовать на обоях, лепить елочки из пластилина на зеркале, делать себе самой бутерброды, помогать готовить ужин, разогревать суп в микроволновке. А как она включает себе мультики на компьютере!
Конечно же, не все идеально. Есть и трудности. Так как детки разные, то и проблемы возникают различные. У Веры в самом расцвете подростковый кризис. Проявляется очень бурно. Проблемы с Анечкой в основном медицинского характера. И обязательно ее нужно во всем поддерживать. С Лерой пока тяжело физически, порядка в доме нет никогда, все она складывает на «свои» места, какие считает нужными. Приходится постоянно учитывать ее своеобразие, когда бываем на людях. А сколько же она задает вопросов! Я не успеваю ответить на один, а наготове уже десять.
Конечно, бывают трудности материальные, но они обычно временные. Особенно это чувствуется, когда наступает очередное время года и нам нужно одеть всю семью. Голова идет кругом из-за расходов. А так, я считаю, у моих детей есть все, что нужно для жизни, развития, обучения основного и дополнительного. Но самое главное — у них есть семья, где любят, скучают, помогают, одобряют, поддерживают.
У нас обычно очень шумно дома. Когда детей нет, тишина кажется какой-то ненормальной, чужой. Приходишь с работы домой, а они в три голоса рассказывают о школе, своих проблемах, планах. И нужно все это не только выслушать, но и поучаствовать, подсказать, поддержать. Мне в эти моменты кажется, что меня слишком мало для них. Иногда от суеты хочется немного отдохнуть. Бывают ситуации, когда ненадолго приходится расставаться, и уже вечером, в день отъезда, я начинаю по ним скучать.
Иногда в школе мне предъявляют претензии, мол, я невнимательно отношусь к учебе и поведению детей. В детском садике просят приходить пораньше, на зарядку, участвовать в различных конкурсах. А я просто не успеваю, я одна, а их трое. Может, в чем-то и недосмотрела, но я в первую очередь должна дать им много-много любви и только так смогу их воспитать. Никакие крики, угрозы, наказания не произведут нужного эффекта. Я поняла, что чем больше с ними разговариваешь, улыбаешься им, слушаешь их, интересуешься их мелкими проблемами, подсказываешь по-дружески, тем больше они к тебе прислушиваются.
Я, безусловно, счастлива, что они у меня есть. Младшую дочечку мы называем Валерьянкой. Даже если очень грустно, она наивно и трогательно может изменить настроение, поднять его. А как она с видом заговорщицы подходит и шепотом говорит: «Мама, можно на ушко что-то скажу?» Потом обнимает и шепчет: «Я так сильно-сильно хочу тебя поцелуть, ведь тебя же люблю». Я на седьмом небе от этих слов.
Девчата всегда к праздникам готовят подарки своими руками. На День матери они втроем сделали плакат, где наклеили мои фотографии, написали много чудесных слов: «Мамулечка, мы хотим, чтобы ты оставалась такой же нежной, красивой, прекрасной, заботливой, ласковой и доброй, самой современной мамой и такой классной!»
Вот ради этих моментов и стоит жить. Не правда ли?
Виктория, мама трех дочек.