Когда картины только развешивали по стенам, в зал пришла первая посетительница. Женщина осмотрелась и спросила:
— А вы не знаете, кто художник?
— Это я, — ответила Ситдикова, выглядывая из-за большой рамки с рисунками.
— Вы умница, Ира!
Фанат Лапландии
Это не первая персональная выставка Ирины, но в этот раз она долго думала над названием. И выбрала два очень близких ей слова — “Наедине с Лапландией”.
— Потребность иногда побыть в одиночестве — это нормальное состояние художника, — говорит Ира. — А еще раз напомнить людям о Лапландии мне захотелось из-за одной истории, которая произошла зимой. К нам приехали гости, и мы повезли их в Кировск — горы показать. Остановились на “серпантине”, где можно увидеть хребты Лапландского заповедника. А гости удивились: “Почему Лапландского? Это ведь в Финляндии!” А я подумала: может, и у нас не все знают, что мы живем на территории самой настоящей Лапландии?
Ира Ситдикова — фанат своего края, это видно по ее работам. Она часто бывает в Финляндии, видит бережное отношение людей к природе там и мечтает о том, что мы тоже когда-нибудь научимся ценить то, что имеем. На ее картинах — волки с суровым взглядом, медведи, наблюдающие за нами из леса, сюжеты из поморской жизни, морские обитатели. Она часто ездит по области, этим летом добралась до полуострова Рыбачий.
— Побывать на полуострове меня подталкивало воспоминание из детства. Дед любил так напариться в бане, что выползал еле живой. Я его пытала: зачем ты так делаешь? А он отвечал, что два года воевал в камнях Рыбачьего и до сих пор не может выпарить из себя этот холод.
Рыбачий и побережье меня поразили — такое голое, но такое красивое место! Вода необыкновенного бирюзового оттенка, простор такой, что горизонт кажется закругленным.
Рисунки как мысли
О своих путешествиях Ирина рассказывает с восторгом и гордостью — она это видела! Мечтала попасть в Нильма-Губу и увидеть белух. И поехала.
— Ты их не видела? — спрашивает Ира. — Обязательно съезди! Это не животные, это инопланетяне! Белухи сначала смотрели на нас из-под воды, а потом стали выглядывать на поверхность. А одна нырнула и появилась с кустиком водорослей в пасти, как с букетом…
Наверное, эти яркие впечатления преобразятся в картины, но когда — Ира и сама не знает. Ведь их нужно “выносить”. И даже если картина уже родилась, это не значит, что она покажет ее сразу. Некоторые долго недоступны зрителям, пока художник не поймет, что пришло их время.
А вот небольшие рисунки у Ирины появляются быстро. В этот раз она решила использовать их в экспозиции.
— Рисунки — как мысли. Главное, не упустить — сразу на бумагу перенести.
Маленькие картинки Ире удаются — ее часто приглашают иллюстрировать книги. Недавно она закончила работу над рисунками к книге Лерия Казакова “Лесными тропами”, сейчас готовит иллюстрации к “Журавлиной книге” Ирины Зайцевой и Константина Кобякова.
Вообще выставка оправдывает свое название — сюжеты картин как будто затягивают тебя то в деревушку на Терском берегу, то в рыбацкую тоню. Особенно если работа выполнена в технике “граттаж” — выцарапана по черному фону. Получается “рисунок наоборот”. Создается ощущение, что рыба или кот, или морской островок “выросли” из глубины листа бумаги.
Впрочем, вы и сами сможете все это увидеть. Выставка “Наедине с Лапландией” открыта в библиотеке-музее и будет работать до конца октября.
Как ты про деда-то сказала. Прямо за душу берет. Действительно — так и было. Надо собраться к вам в гости приехать, самим посмотреть на все и на всех.