Однажды боги отвлеклись от своих важных дел, чтобы наслать на людей проклятие. За что? Никто уже и не помнит, давно это было. За то, к примеру, что идиоты! И проклятие получилось не столько жестоким, сколько нелепым. Люди с тех пор обречены ставить памятники и сносить их.
Что такое памятник? Честь и хвала от благодарных потомков. За что мы честим, хвалим и благодарим наших героев? И вот тут начинаются странности.
Вы думаете, надо прожить жизнь так, чтобы на похоронах вас засыпали цветами и кричали «браво! бис!»? Увы…
Иному достаточно всю жизнь тихо и осторожно проруководить ЖЭКом, за что его запишут в лучшие люди субрегиона с портретом на Доске почета и повышенной пенсией.
Но начальник с расплющенным задом — еще куда ни шло. Больше всего мы любим ставить памятники так называемым великим людям. Большинство из них психиатры признали бы сумасшедшими, а вот историки (которым эти люди платили зарплату) называют их великими.
Может быть, Петр I и укрепил Россию, продвинул ее на пару шагов по пути к империи в полмира, но какой ценой это было сделано… Вы сейчас боитесь на один год отдавать своего сына на военную службу. Тогда стали забирать на двадцать пять лет. На войну. Точней, на войны, на бесконечные. Или на строительство «окна в Европу». И всем было ясно: на смерть. Это потом стали подгонять итоги под идеи. Дескать, цель оправдывала средства. А мне кажется, это все были причуды гиперактивного, наделенного неограниченной властью самца. Почему-то про битвы за Азов идеологи абсолютизма в основном помалкивают. А там ведь тоже «окно» рубили. Флот построили, правда, он оказался ненужным. Штурмовали, штурмовали, тысячи людей загубили, взяли. Ура. Правда, оказалось, он, Азов, и не нужен был никому. Ни нам, ни туркам. Потому что ценность Азовского моря весьма сомнительна. Если только бычков половить.
Мне кажется, личность Петра I превознесли в сороковые годы, когда новым императором становился Сталин. Даже Алексей Толстой, я уже когда-то упоминал об этом, отложил в сторону третий том «Хождения по мукам» и быстренько наваял «Петра I». И фильм тогда же сняли. Это были так называемые социальные заказы. Ну а потом по инерции пошло до наших дней: ваяем великого Петра во всех видах — монументы, книги, телесериалы.
И не надо про «великую страну», которую создал Петр! Величие страны не в ее площади, а в уровне жизни, в надежности жизни людей в этой стране. И не отдельных людей, например, директора Газпрома, а всех, вплоть до бездомных.
Вот был еще один деятель — князь Владимир-Красно Солнышко. Ах, какой молодец, ах, какие заслуги перед Отечеством — Русь крестил православной верой. Клёво-то как! Это говорят сами же православные священники. Мусульмане, атеисты и католики помалкивают — им слова не давали.
А ведь это Владимир сначала сбежал в Швецию, вернулся с бандой варягов-наемников, взял Новгород, взял Полоцк. Убил полоцкого князя Рогволда, его сыновей, изнасиловал его жену. Потом пришел под Киев. Вступил с киевским князем Ярополком (родным братом) в переговоры и убил его тут же. Предал своих варягов, чтобы зарплаты им не платить. И сел в Киеве княжить.
А христианство в Киевской Руси и само уже набирало силу, просто Владимир умел держать нос по ветру. Конечно, такой человек достоин памятников и почтения. Это мы любим — сильную руку. И пусть она в дерьме и крови, главное — сильная.
Когда в Москве ставили памятник Петру I в исполнении Церетели, москвичей не спрашивали. Отвалили много-много общих денег и поставили. Хорош памятник или плох — дело вкуса. Теперь друг скульптора Лужков в опале, и те, кто вчера целовался с мэром столицы в десны, кто падал в восторженные обмороки от работ Церетели, они теперь кричат: надо сносить этот дурацкий памятник! А я думаю, это мы дурацкие, а не памятник. Но опять нас никто не спрашивает. Зато кто-то потирает руки — много денег можно будет украсть при перевозе этого идолища.
Игорь Дылёв. Берегите себя от метеоритных дождей.
Мысль недели: Пока не начата бутылка водки, человеку очень и очень много нужно для счастья.
очень понравилось. абсолютно согласна.