Найти хорошую работу трудно. И дело тут совсем не в кризисе. Так было всегда. Но в разные годы устраивались на работу по-разному. Престиж профессий также определяло время.
Так было
В советское время большинство проблем, в том числе и трудоустройство, решали с помощью блата. Это когда родственник или друг был директором, начальником кого-то или чего-то, а в идеале — партийным работником. При таком варианте место для вас находилось моментально.
Большие перспективы сделать карьеру открывались для тех, кто попадал в номенклатурный список, занимался комсомольской, партийной или профсоюзной деятельностью. Политик-активист знал, что из маленького кабинета он очень скоро попадет в большой, со стула — в кресло, на худой конец, в случае, если проштрафится, ему поручат руководить заводом, фабрикой или сапожной мастерской.
Выпускники вузов в те годы вместе с дипломом получали направление на работу. На новом месте главным было проявить себя хорошим специалистом, активно заниматься общественной работой, стать членом КПСС. Словом, удачно стартовать на карьерной лестнице.
В те годы газеты не публиковали сообщения о вакансиях, не существовали центры занятости, которые сейчас обладают информацией, какому предприятию требуются работники. Тогда информация о работе чаще всего распространялась по принципу «одна баба сказала». Если слух пошел, надо подсуетиться и заручиться поддержкой влиятельного знакомого.
Она работает в торговле!
В советское время очень престижно было работать в партийных органах. Это означало открытые двери, неограниченные возможности, вес в обществе. Поэтому многие из кожи лезли, чтобы получить рекомендацию для работы в райкоме или горкоме КПСС.
Уважением пользовались работники торговли и общественного питания, все те, кто находился рядом с дефицитом. Их уважали даже те, кто не хотел бы уважать, но очень хотел колбасы и мяса. Директора магазинов, ресторанов и рабочих столовых сами определяли свое окружение, отбор шел по принципу «ты — мне, я — тебе».
Рабочие нужны были всегда. На физически тяжелый и малооплачиваемый труд можно было устроиться без протекции.
Родня хорошо, но…
В постсоветское время блат медленно, но все же умер. Мы забыли про дефицит. КПСС перестала расставлять главные фигуры в экономике.
Предприниматели первыми поняли, что дорожить родственными связями следует в семье, а не тащить их в бизнес. С наемного работника можно спросить, можно потребовать, а как предъявить претензии брату или другу?
Тогда же появились официальные безработные, открыли центры занятости, газеты стали публиковать сообщения о вакансиях. Претендентов начали подбирать на конкурсной основе, используя тестирования и собеседования. Получение места, карьера стали зависеть только от профессиональных качеств человека, его работоспособности и дисциплинированности.
Престижно стало работать в банке, менеджером в солидной компании или рекламном агентстве. Стали ценить хорошее образование и деловые качества. Появились новые профессии, а вместе с ними — потребность учиться.
Оригинальные предложения
Вот уже несколько месяцев я слежу за ситуацией на рынке труда, хочу подыскать интересную работу. Читаю объявления в газетах и на заборах. С начала кризиса сообщений о вакансиях стало значительно меньше, но по-прежнему требуются продавцы, парикмахеры, агенты по продаже недвижимости, рабочие разных специальностей. Иногда встречаются оригинальные предложения, вроде таких: для работы в Англии требуются акробаты, нужны танцовщицы в баню, ищу шашлычника со знанием турецкого языка…
Но я, увы, не акробат, не танцовщица и не знаю турецкий язык. Стричь, брить и торговать тоже не умею. И вот однажды вижу объявление: редакции делового журнала требуется журналист. Быстро отправляю резюме — несколько теплых слов о себе: когда родилась, где училась и работала, что умею. Неделю пила валерьянку, пока не пригласили на собеседование.
Как дело с туалетом?
В редакции встретили приветливо и предложили заполнить анкету. В начале — биографические данные. Пишу и читаю дальше: есть ли у Вас вредные привычки? Если Вы курите, сможете ли в течение рабочего дня воздержаться от курения? Неуверенно вывожу «да». Дальше — больше: есть ли у Вас хронические заболевания? Какое у Вас зрение? Как Вы слышите? Настроение понемногу портится, и работать здесь хочется все меньше. Когда я добралась до вопроса «как часто Вы ходите в туалет?», положила ручку, отодвинула анкету и попрощалась.
«Как будто раба на галеры нанимают», — сказала я сама себе и ушла.
Подобное анкетирование, унижающее претендента, стало нормой во многих фирмах. В придачу к нему стали использовать стрессовое собеседование. Это когда одновременно несколько человек задают кандидату на вакансию дурацкие и даже хамские вопросы, чтобы вывести соискателя из равновесия, разозлить и посмотреть на его реакцию. Выдержать подобное человеку, хоть немного уважающему себя, почти невозможно. Вместо нервов надо иметь стальные тросы.
Не удивлюсь, если сейчас, когда работы мало, а претендентов на нее много, работодатели придумают еще более изощренный способ отбора кандидатов, может быть, с помощью горячего утюга: выдержит или нет?
Короче, работу я пока не нашла. Теперь раздумываю: пойти на курсы парикмахеров, а может, заняться акробатикой или начать учить турецкий язык?..