Великолепная игра, шикарные костюмы, роскошные декорации. Счастливые обладатели бесплатных билетов до последнего не верили, что это возможно — не в Москве, а здесь, на сцене кировского Дворца культуры! Спектакль «Волки и овцы» по одноименной пьесе великого русского драматурга стал настоящим культурным праздником для жителей двух городов.
Помогает спонсор
Зал Дворца культуры, рассчитанный на 550 мест, был переполнен. К каждому ряду приставили дополнительные стулья — люди сидели в проходах. Предусмотрительные работники Дворца организовали перед началом спектакля продажу цветов в фойе, и правильно сделали — благодарные зрители не скупились, букеты уходили на ура.
28 сентября на благотворительный показ комедии Александра Островского пришли в основном работники ОАО «Апатит»: билеты раздавали в цехах накануне спектакля. Часть билетов распространяли через Советы ветеранов. Также их можно было заказать по телефону, опубликованному в газете «Хибинский вестник» — в зале действительно были жители Апатитов и Кировска, кому удалось приобрести билеты таким образом.
Как рассказали сами артисты, билеты на спектакли «Дома Островского» — так звучит неофициальное название Государственного академического Малого театра — стоят в столице от 700 до двух с половиной тысяч рублей. Нашим зрителям они ничего не стоили. Гастроли знаменитой труппы спонсировало ОАО «ФосАгро» — генеральный финансовый партнер Малого театра. Агрохимический холдинг еще в 2008 году подписал с руководством театра соглашение о долговременном партнерстве, благодаря чему гастрольная жизнь артистов театра стала намного шире.
К примеру, в июне благодаря финансовой поддержке «ФосАгро» театр совершил благотворительные гастроли по Волге. За три недели артисты дали спектакли в восьми городах. Поездки были приурочены к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Акция так и называлась — «Малый театр — Великой Победе».
— Нас выбрали в качестве генерального партнера из ряда других предприятий, — сказал первый заместитель генерального директора ОАО «ФосАгро» Павел Царев. — Для нас это большая честь. И вот уже несколько лет мы участвуем в совместных проектах, июньская акция — один из них. Кроме того, мы приняли участие в установке памятной стелы артистам, работавшим в годы войны. Известный факт, что в годы войны труппа знаменитого театра продолжала выступать. На средства артистов была построена целая авиационная эскадрилья. Сейчас артисты оказали нам большую любезность: без гонораров приехали в такую даль, чтобы выступить на этой сцене.
Воспоминание детства
На самом деле труппа Малого театра побывала не только в Кировске. Накануне артисты прилетели самолетом в Мурманск и дали там два платных спектакля. И только потом их привезли в Кировск. Следом за артистами ехала целая фура, груженная реквизитом и декорациями.
— В Мурманске нас встретили замечательно, — поделился своими впечатлениями заслуженный артист России Борис Невзоров. — Отношение зрителей было прекрасным.
Борис Георгиевич был в Апатитах и Кировске осенью прошлого года, проводил творческие встречи. А теперь приехал в составе труппы — в комедии «Волки и овцы» играл Лыняева. Несмотря на то, что спектаклю уже много лет, Невзорова ввели в состав только год назад. По признанию самого Бориса Георгиевича, он не любит «входить» в уже готовые спектакли, тем не менее с этой ролью справляется блестяще. Многие зрители, посетившие спектакль 28 сентября, особенно отмечали именно его игру.
На пресс-конференции артисты сказали, что очень довольны поездкой. А народный артист России Вячеслав Езепов даже сказал, что был просто счастлив посетить Север.
— С Мурманском у нас связаны особые чувства, — сказал Вячеслав Иванович. — Моим учителем был знаменитый Евгений Радомысленский, который служил в Мурманске, на Северном флоте, много рассказывал об этих краях.
— До вас трудно добраться, это по силам в основном антрепризам, где задействованы максимум два-три артиста и минимум декораций, но наконец-то мы это увидели, — сказала Людмила Полякова. — Апатиты, Кировск лично я помню с детства, когда отмечала эти города и горы на контурных картах.
О смешном и грустном
На пресс-конференции артисты рассказали о том, что, в отличие от других театров, Малый продолжает жить, не меняя творческого кредо. Приверженность классической русской и зарубежной драматургии всегда была отличительной чертой этого театра. Судя по тому, что при входе в театр установлен памятник Александру Островскому, можно судить о степени уважения к этому драматургу. За всю почти двухсотлетнюю историю театра здесь поставлено 48 пьес автора, в том числе и при его личном участии. Кстати, комедия «Волки и овцы» — одна из главных составляющих театрального репертуара.
— Мы счастливы играть классику, — призналась Людмила Полякова. — Некоторые нас упрекают, что мы не беремся за современные произведения. Но мы убеждены — от добра добра не ищут. Гоголь, Островский, Лесков современны сегодня, как никогда! На этом стоит наш художественный руководитель Юрий Соломин, на этом стоим и мы, и нам это нравится. У нас настоящая команда единомышленников.
В каждом сезоне Малый театр выпускает в среднем три новых спектакля. Борис Невзоров рассказал, что последние три года театр стал чаще выезжать на гастроли.
— Театр все хотят поставить на реконструкцию, вскрыть кровлю, но мы не даем, — сказал артист. — Есть поверье, что, если открыть крышу, из театра улетят все духи — старики и старухи нашего театра, которых нет в живых, но которые до последних дней служили ему. Некоторые говорят, что даже видели их. Так что, пока театр ремонтируют частями. В прошлом году делали сцену, в этом году — другие помещения.
Артисты во время нашего разговора много шутили («Наверное, нельзя нам уезжать, вот уехали — Лужкова сняли»), подшучивали друг над другом. Особенно смешливой оказалась Людмила Полякова, очень колоритная и оптимистичная дама. Перед спектаклем у нее сильно болела нога, она даже хромала. Но вот что значит народная артистка: во время спектакля ее хвори никто даже не заметил.
Серьезными во время разговора наши собеседники стали лишь однажды, когда речь зашла о законодательной основе театрального искусства.
— Все эти законопроекты с нами, артистами, никто не обсуждает, — сказала Людмила Петровна. — Обидно, что нас теперь приравняли к сфере услуг — к кладбищам и банно-прачечным комбинатам.
— Это очень сложный вопрос, — продолжил Вячеслав Езепов. — Самоокупаемым проектом может быть только антрепризный спектакль. Пока еще Малый театр может себе позволить хорошие декорации, костюмы. Но если оставить театры без финансовой помощи, они могут не выжить. В больших городах это, как правило, самые красивые здания. Если театр разорится, в этом здании легко могут организовать любое доходное место. Такая опасность есть, и законодатели должны уберечь искусство от таких потерь.