Не получается у Детской галереи просто новую экспозицию развесить и ждать зрителей, ее организаторы так и норовят устроить что-нибудь эдакое…
Зашифрованное послание
На «эдакое» людей приходит все больше и больше. В этот раз подставляли столы и стулья — желающие творить не умещались.
Холл библиотеки-музея в субботний день гудел, как улей: несколько десятков детей усердно рисовали, раскрашивали, вырезали, одновременно советуясь с соседями. Так проходила церемония открытия выставки «Натюрморт. Тихая жизнь вещей», а ребята под руководством преподавателя истории искусств Ксении Колобовой готовили детали для общей картины.
Эти дети учатся в художественной школе и школе искусств и немного знакомы с жанром натюрморт. Однако учителя для того и существуют, чтобы сделать знания интересными и запоминающимися. Где бы еще дети узнали, что натюрморт — не просто учебная постановка, а тайное письмо?
Это сейчас при помощи натюрморта (в переводах — «мертвая природа» и «тихая жизнь») ученики отрабатывают задачи по рисунку и живописи — светотени, пропорции, объем, цвет. А в XVII веке картина в жанре натюрморт обладала собственным языком — каждый предмет имел свой смысл. Например, лимон — символ обмана, пустые бокалы или глиняные сосуды — символы хрупкости человеческого существования, фиалки или незабудки — символы скромности и чистоты. Натюрморт мог «рассказать» о хозяине вещей, изображенных на полотне.
Рождение картины
Задание ребята получили несложное: нарисовать на свой выбор какой-либо предмет, чтобы потом вырезать его и использовать в общем натюрморте.
Кто-то сразу взялся за работу, но на таких уроках ребят по времени не ограничивают — твори, сколько хочешь, потому некоторые раздумывали. Постепенно стали появляться первые детали — яркий арбуз, статуэтка собаки, кувшин, цветок…
А потом из этой горки нарисованных предметов ребята брали несколько штук и выкладывали на большом листе. Создание композиции — дело хлопотное, надо многое учесть, так что на этом этапе к работе детей и преподаватели подключились. Так родились семь натюрмортов.
— Если честно, — говорит Ксения Анатольевна, — я не ожидала, что соберется столько детей. Но это приятная неожиданность. Главное — все смогли поработать и увидеть результат.
Когда натюрморты были собраны, ребята заметили, что не хватает фона. И опять взялись за карандаши…
После урока, когда все убрали, холл библиотеки снова стал тихим и безлюдным. Но на стенах остались натюрморты. Их авторы — ученики художественных школ и школы искусств, впервые прикоснувшиеся к загадочному и сложному жанру.