Мой друг Миша уволился в конце декабря. Он был на все сто уверен, что вернется на старую работу или найдет новую. Но поиск затянулся, а назад не взяли. Он, видимо, не знал, что в стране кризис и народ сокращают.
«Я увольняюсь»
Начать я хочу с другой истории. Наташа из Санкт-Петербурга получила второе высшее образование и летом начала искать работу. Абы какую она не хотела.
— Летом в Интернете на одно резюме было пятьдесят вакансий — от менеджера до директора фирмы, — рассказала девушка. — Но я считала, что работа должна быть и прибыльной, и интересной.
В январе все изменилось. Работу Наташа так и не нашла. Теперь на одну вакансию в Санкт-Петербурге претендуют минимум семьдесят человек. Девушку недавно пригласили на собеседование, но, как выяснилось, столичного работодателя не интересуют «легкообучаемые» сотрудники. Им нужны те, которые уже все знают и умеют.
Миша живет в Апатитах и до недавнего времени тоже к работе относился легко. Он — компьютерщик, год назад окончил университет. Сначала устроился в одну фирму, потом перешел в другую.
— Там работа сложнее, но и зарплата больше, — говорил мне тогда Миша. А перед Новым годом вдруг сообщил: — Я увольняюсь. Хочу другую работу поискать.
Он написал заявление «по собственному желанию», получил расчет и стал наслаждаться безработными буднями. Миша признался, что уволиться ему все же предложило начальство, мол, с работой не очень справляешься.
— Я не спорю, может, и не очень, — говорит Миша. — Сам это чувствовал. Но я думал уйти ближе к лету, когда станет ясно, что там с этим кризисом.
Вакансий нет
Но оказалось, что вакансий нет. Хотел Миша вернуться на прежнее место работы, но там штат укомплектовали. Он отправил несколько резюме в разные фирмы. Ему или не отвечают, или говорят, что никто не требуется.
— Я у друзей и знакомых спрашивал, — говорит Миша. — Пока никто не помог. Я бы хотел найти работу, связанную с компьютерами или математикой, но не побрезгую даже вакансией дворника или грузчика. Нужно в газете поискать…
Про газету Миша не зря вспомнил. В «ДД» за полгода ассортимент вакансий изменился. В июле требовались операторы и торговые представители. Без труда мог найти работу строитель, монтажник, каменщик, плиточник-укладчик, отделочник и монтер. Сегодня потребность в строительных профессиях резко сократилась. Сейчас уже нет такой острой нужды в продавцах и водителях. А мерчендайзеры и вовсе не нужны. Пока еще требуются бухгалтеры и парикмахеры.
Ситуация спокойная
— Миша, а если не найдешь работу?
— Пойду учиться, — говорит он. — Я давно хотел поступить в аспирантуру.
— А на биржу встать не думал?
— Да неудобно как-то, — засмущался Михаил. — Хотя, если совсем прижмет — пойду. Интересно, какое там пособие?
В Центре занятости населения я поинтересовалась, как у нас дела с безработицей. Мне ответили, что массовых сокращений не было.
— У нас пока ситуация спокойная, — говорит Ирина Харина, директор Центра занятости. — Сейчас к нам людей идет больше, чем раньше. Но это те, кого уволили в прошлом году. Минимальное пособие по безработице сегодня 850 рублей, максимальное — 4900 рублей.
О том, когда и в какой степени до нас дойдет волна массовых сокращений и увольнений, говорить рано. Но в Центре занятости на 28 января уже запланирован семинар «Учеба по поиску работы» для безработных.