Областные чиновники издали приказ, который ставит под сомнение существование специальных школ-интернатов, где сегодня живут и учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. В кировской коррекционной школе — 88 таких ребят.
Кто поможет сироте?
Днем во дворе школы-интерната гуляют мальчишки — одни сгребают снег, чтобы тот скорее таял, другие катаются с маленькой горки. Галина Костина смотрит на своих воспитанников в окно и тяжело вздыхает. Можно понять настроение директора школы, ведь предстоящие перемены радости не добавляют.
— Модернизация в образовании дошла и до нас, — говорит Галина Яковлевна. — Областное министерство образования и науки предложило поэтапную реорганизацию в нашей системе — вначале школы-интернаты сделать просто коррекционными школами. А это значит, что интернат необходимо закрыть.
На мой взгляд, делать это нельзя. В нашей школе постоянно (шесть дней в неделю) живут 60 детей, преимущественно ребята из Титана, Коашвы и Кукисвумчорра. Из них 17 человек — полные сироты или дети, оставшиеся без родительского попечения. Их, если интернат закроют, предлагают отправить в учреждения Оленегорска или Мурманска.
Наверное, никто не задумался, что означает перемена места жительства для ребенка-сироты, ведь интернат для них стал родным домом. При этом дети лишатся общения с оставшимися в Кировске родственниками — бабушками или братьями и сестрами, живущими в местном детском доме. Более того, за нашими детьми закреплено жилье в Кировске, а значит, сюда им предстоит вернуться в 18 лет.
Но кто тогда будет решать проблемы сироты, обустраивать полученное жилье, покупать с ним необходимую мебель, постельные принадлежности, посуду? Сейчас сотрудники нашего интерната в течение трех лет ведут сопровождение своих выпускников, оказывают им помощь. Другой социальной службы, помогающей сироте начать жизнь самостоятельно, в городе нет.
Галина Костина приводит конкретный пример:
— В октябре прошлого года Юра, наш бывший воспитанник, едва не остался полностью без средств к существованию. Малознакомые молодые люди вначале пытались снять с его сберегательной книжки деньги. Затем некие взрослые, узнав, что Юра сирота, хотели оформить липовый договор на покупку мебели по баснословной цене. Мне пришлось обратиться в милицию.
Теперь Юрий постоянно приходит именно к нам за советом и поддержкой.
Жестокая экономия
— Мы обсудили рекомендации министерства и поняли — наступили времена, когда государство просчитывает эффективность расходования бюджетных средств, — продолжает Галина Яковлевна. — Финансирование коррекционных школ поступает из региональных субвенций, и, видимо, возникло желание ограничить расходы. Осталось в прошлом полное государственное обеспечение воспитанников школ-интернатов, теперь наши дети получают только бесплатное питание. Наверное, и это для государства дорого.
Осенью 2009 года мы были вынуждены сократить штатные единицы сотрудников на тридцать процентов: психолога, педагога дополнительного образования, прачку, библиотекаря. Сократили и двух младших воспитателей для ночных дежурств, после чего детей пришлось поместить на один этаж. Нынче они живут не по два-три человека, а по семь-восемь. При этом нашим детям необходимы условия, щадящие нервную систему.
Нельзя забывать, что коррекционные школы-интернаты имеют особый социальный статус и дают детям не только школьные знания. Педагоги стараются сделать так, чтобы выпускник адаптировался в обществе, получил профессию, начал работать. За последние годы в кировской школе-интернате создали комфортные условия для воспитанников — это не только хорошие, удобные классы, но и тренажерный зал, зеркальный класс для занятий ритмикой, игровые, помещения для занятий творчеством и многое другое.
— Сохранение школы №3 в нынешнем состоянии — первоочередная задача для всех нас, — считает Андрей Грецкий, начальник муниципального учреждения «Служба управления образованием» Кировска. — И это общая позиция руководства города и администрации. Здесь есть все условия для обучения и воспитания детей. Разрушить то, что было с таким трудом создано и прошло испытание десятилетиями, просто недопустимо. Поэтому мы будем отстаивать нашу коррекционную школу-интернат на всех уровнях, во всех коридорах власти. В частности, недавно этот вопрос мы обсуждали с депутатами областной Думы, которые с пониманием отнеслись к ситуации и пообещали вопрос о сохранении школ-интернатов поставить перед губернатором области.
Подскажите сколько детишек обучается и живет в Апатитской школе-интернате? Ведь и ее область хочет закрыть(в прошлом номере читала). Возмущению моему нет предела. Сирот отправят в Мурманск или Оленегорск, а с остальными детьми как поступят?
А остальных детей раскидают по общеобразовательным школам, пусть мучаются и те и другие, и учителя вместе с ними. В Апатитской школе-интернате более 100 детей, вот и думайте… Сегодня нет одной школы и 100 детей, а завтра? Страшно, когда ощущаешь беспомощность.
Так может апатитскую и кировскую школы надо объединить? Хотя бы интернаты, на базе лучшего, с последующим сопровождением сирот. И не только сирот, но и детей алкоголиков, не лишенных прав, проживающих в семьях. А города бы скинулись денежками.