Яркий народ,

Наталья Гаврилова, председатель Апатитской автономии саами, уверена, что ее народ имеет право жить и работать на своей земле.

Что такое праздник? Конечно, это радость, веселье, хорошее настроение, но иногда это еще и повод напомнить о себе и своих проблемах, а то и о судьбе целого народа. Международный день саамов как раз такой случай.

Вы еще есть?

Праздник берет отсчет от первого национального съезда саами, который прошел в 1917 году в норвежском городе Трондхейм, где обсуждали вопросы объединения саами Швеции, Норвегии, Финляндии.

А вот саами Кольского полуострова начали отмечать свой праздник только в 1992 году. Тогда впервые был поднят национальный флаг в селе Ловозеро -именно сюда в свое время вывозили коренное население. Кольский край стал стремительно развиваться, строили заводы и фабрики, гидроэлектро- и атомные станции, военные базы, и саами, которые жили по всей области, стали отселять с обжитых земель. Чиновники выделили только три места для их проживания — Ловозеро, Ковдор и Колу.

— Проблем у нас много, — говорит Наталья Гаврилова, председатель Апатитской местной автономии саами, которая создана в декабре 2009 года, а также член региональной ассоциации кольских саами. — У нас часто спрашивают: “А вы что, еще есть?” или “Почему волосы у вас не черные, а глаза не узкие?” Или удивляются, почему мы не в национальных костюмах ходим, просят что-нибудь спеть… Мы — современные люди, но и свою историю хотим сохранить, иметь возможность заниматься традиционным природопользованием — оленеводством, рыбной ловлей, рукоделием, сбором дикорастущих растений.

По мнению Натальи, права местных саами ущемлены, а самое лучшее положение — у норвежских саами, там у них масса привилегий и льгот. Король Норвегии даже всенародно просил прощения у саамского народа за причиненный вред и притеснения.

Жить и работать

За сохранение своих национальных традиций, за свои права местные саами борются, как могут. Большое значение уделяют изучению саамского языка, создали свое радио, свой парламент — единственный представительный орган, который имеет право действовать от имени саамского народа. Однако, по мнению Натальи, правительство области упорно не желает сотрудничать с саамским парламентом.

— Мы хотим участвовать в распределении денег, которые выделяют федеральное и региональное правительства для поддержки нашего малочисленного народа, — говорит Наталья. — Хотим поднять оленеводство и рыболовство. Ведь сейчас что происходит? Узаконенное браконьерство! Оленей отстреливают чуть ли не из автоматов, и даже в брачный период.

Похожая ситуация и с рыбалкой. Мы, коренные жители, не можем свободно рыбачить, как это делали наши предки, в то время как иностранным фирмам или заезжим гостям это разрешается.

Не нравится саами и то, как обращаются с их культурным наследием, неправильно и неуместно используют национальную символику, не спрашивая согласия саами, коверкают понятия и значения слов.

— Нас рисуют в каких-то мохнатых шапках, — огорчается Наталья Гаврилова. — Я даже как-то видела вывески с надписями: “Шаманский шашлык”, “Лопарский глинтвейн”… Турфирмы любят поставить чум, рядом — ряженого шамана, который бьет в бубен.

Саами обижает такое передергивание и недостоверность представления их культуры. Но, несмотря на все проблемы, им удается удерживать популяцию — в нашем регионе проживает около двух тысяч человек этой национальности.

— Мы хотим жить и зарабатывать на земле, которая принадлежит нам исторически, — выразила всеобщее пожелание саами Наташа.

Поделитесь:Share on VK
VK

71 комментарий на “Яркий народ,”

  1. Вот Вы пишите «чум», а разве у саами было такое название?
    Я в Финляндии слышал — «лавву», на Кольском встречал «вежу» ….
    А Шаманы есть даже в Африке … , а здесь были «Нойды» …

    И почему-то всех оленей жители краснощелья считают своей собственностью, но ведь есть, колхозные, частные и лесные …
    Причём лесные отличаются, но их отлавливают и клеймят как якобы отбившихся от стада.

    Хотите заниматься оленеводством-рыболовством, а чего-же в городе обосновались?
    Поближе к «участвовать в распределении денег» так это в москве делят — сюда не доходит 🙂

    Во многих странах местное население занимается привлечением туристов, демонстрирует свой образ жизни, искуство … однако знаю всего один ансамбль в Ловозере и пару стоянок около … и очень неохотно выходят на контакт … вот и замена подоспела — а делают всегда как умеют …

    А почему у нас на Кольском так мало народу занято в этом благородном деле?
    Неужели нет свободных рук, все заняты оленеводством-рыболовством и хватает на безбедную жизнь?

    Дак, как?

  2. Турфирмы любят поставить чум, рядом – ряженого шамана, который бьет в бубен.- это турфирмы называют шаманами, тут правильно подмечено. Все дело в искажении культуры народа саами. Кстати кто не знаком с Декларацией Рованиеми пройдите по ссылке и ознакомтесь. http://www.saamicouncil.net/?deptid=3302
    Участвовать в распределении средств не значит напрямую распрделять — значит чтобы мнения тех ради кого эти средства выделяются учавствовали в обсуждении и к их мнению прислушивались.
    Оленеводством и рыболовством можно и вгороде заниматься. И почему фраза: «иди паси оленей в тундру» становится нарицательной?
    В Ловозере есть Национально-культурный центр с множеством коллективов, ДК со свими национальными коллективами.
    Занятие туризмом не основа жизнедеятельности саамов. Наша задача — сохранить культура маленького народа для поколений.
    Существует и представительный выборный саамский парламент в России.
    Ну а коренных народах читайте на сайте ООН. Членом которого Рооссия является, причем не только членом, но и основателем. http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/indigenous/advocate.shtml

  3. Андрей правильно сказал- это у турфирм «шамашы» и «чумы».У нас — «куваксы» и «нойды». И мы уж это все хорошо знаем. Мы много знаем.Но, как Вы подметили, никому ничего не говорим. Раньше приезжали к бабушкам,большинство из которых уже умерли,брали информацию, просили вещи ( с возвратом) и исчезали. Ни статью или книгу человеку не присылали, ни вещи не возвращали. И кто после этого будет делиться. Просто пользуют и забывают. Сейчас тоже самое. «Расскажи нам интересное, нам надо на мероприятие».»Хорошо, ребята,приду на мероприятие и расскажу». «Неее,ты нам расскажи, а мы сами» А сами это потом «чумы»,»шаманские глинтвейны» (у саамов спиртного никогда не было)и «лопарские шашлыки». Кавказский лопарь получается, а не Кольский саами.Я понимаю,для вас(всех) это не важно,одно и тоже…. И почему все возмущаются когда речь заходит об индейцах,что их согнали,пользуются их культурой, а их не замечают, а здесь,когда речь идёт о нас делают тоже самое. Культуру берут и все делают вид,что нас нет.
    Вот как я писала автору статьи — «Мы хотим участвовать в решении вопросов, касаемых нас и в распределении средств,
    которые выделяет Федеральное и региональное правительство для под-
    держки нашего малочисленного народа. Часто решения, которые принимают региональные власти только ухудшают ситуацию.» Большая разница согласитесь. Но по каким-то причинам изменений не было.К сожалению…
    А лидеров везде мало. Какой процент лидеров у не саами. Работаю с обычной не саамской молодёжью,найти лидера ПРОБЛЕМА.А уж из числа 1800 человек и того сложнее.В том числе предпринимателей. 5% предпринимателей «выживают» из тех кто пытался. Малому народу это сложно. Вот мы и говорим всем «Давайте сотрудничать.Давайте делать правильно.» А зачем? Культура есть,нас нет….

  4. Простите за » шамаши».А не «шаманы» 9 утра воскресенье,я не » жаворонок» :)))

  5. чтобы культуру сохранять,ее надо прежде всего иметь,а культура кольских саами была разбазарена и утрачена во времена ссср.то,что сейчас выдается за культуру и самобытность-результат заимствований наших заграничных соседей.сейчас большинство саамов,которые заявляют о себе-в основном те,кто хочет красиво жить,получать на халяву много денег,и все за счет своей национальности,не прилагая никаких усилий.им проще говорить о сложности жизни в тундре,хотя большинство и понятия не имеют -что такое тундра
    ,не были они там,и не собираются.!!!!!
    а вот те,кто в самом деле трудятся,работая на своей земле-в самом деле счастливы,и не выпрашивают никаких дотаций.их земля кормит.
    чтобы хорошо жить-надо работать!!!!!!!!!а не языки чесать!!!!!!!!!!!!!!

  6. То что сейчас выдаётся за русскую,украинскую,беларусску,азербайджанскую,киргизскую ( можно не буду продолжать? ) и др. культуру очень далеко от того, что было когда-то. Всё течет,всё меняется. Мы и язык собираем из разных диалектов. Главное чтоб он ЖИЛ !
    И задачи у всех разные.Здесь тоже одни в горе «пашут»,другие в администрации работают.
    А если у нас НЕТ культуры, ЗАЧЕМ её трогать,да ещё дальше уродовать?
    Кстати дотации идут исключительно в тундру и не выпрашивают её те кто в тундре потому, что за них выпрашивают те, кто «языками чешет».

  7. Не надо забывать, что кольские саами и саами из других стран все же один народ! И мы не заимствуем у них, а стараемся восстановить то, что было утрачено.

  8. Культура кольских саами все же уцелела. И есть люди, которые хранят и собирают наше наследие, чтобы передать его нашим детям. И занимаются они этим не потому, что хотят вкусно есть и сладко спать.

  9. «культура кольских саами была разбазарена и утрачена во времена ссср» — очень некорректное представление действительности. Поверьте мне, ни репрессии, ни гонения нашего народа, ни активные поливания грязью, со стороны «заинтересованных» лиц не могут «убить» все то , что жило тысячелетиями! А ваши нападки-это лишь «контрастный душ», позволяющий мобилизоваться снова и снова.
    Да лидеров не много…не каждый человек готов жертвовать своей жизнью, ради общих целей. Это закономерно. О лидерах, не чистых на руку, даже слышать не хочу…. В России СТОЛЬКО чиновников, что если бы они все вдруг стали работать добросовестно, то Наша страна вообще забыла бы о таких фактах как: «поселки региона замерзают от морозов»,»стоимость услуг ЖКХ составляют большую часть пенсии пожилого человека»,»Дороги ремонтируются из года в год, самыми прогрессивными материалами…но уже через 1-2года эксплуатации- они опасны для жизни», и множество других фактов.Кстати…в малонаселенном поселке, откуда я родом, люди замерзают от холода, при этом услуги ЖКХ за 2х комн.кв.составляют около 10000, при том, что доходы, у тех кому удалось найти место работы, составляют в среднем 7-9000руб.(+одеться+покушать+дорожные расходы) В таких условиях пытаются выжить большинство малонаселенных пунктов нашего региона.
    Саамский находится в самом невыгодном положении, т.к. мы живем на своей земле и ехать нам некуда, да и не желаем мы этого делать! таким образом запускается механизм решения проблем не только саамского народа, а общества Мурманского региона в целом. И вместо того, чтобы помочь нам…естественно, власть имущим людям выгодно всячески мешать нам….кто-то чего-то не успел, не хапнул, ну и т.д.

    Да, МЫ-СААМИ ЕСТЬ! Мы никуда не денемся, мы БУДЕМ РЕШАТЬ наши проблемы, а ВЫ, уважаемые оппоненты, слишком слабы идеей, что бы мерятся с нами силой. К счастью, деньги решают далеко не все вопросы…особенно, когда дело касается человеческих взаимоотношений.

  10. А я согласен с автором статьи. Мы все — пришлые здесь, пусть у меня у самого были предки из карел и финнов, но это южнее. Так что диктовать свои условия должны не мы, а те, кто жил до нас и их потомки.

  11. Swan,спасибо, на добром слове, за понимание.
    Наши предки жили здесь 10 веков назад, может чуть меньше.
    Спасибо всем нашим за поддержку.

  12. только не ссорьтесь, уважаемые!
    притом, что в нашей стране традиционно власти не уважают никакие народы. как и отдельных людей. у нас три национальности сейчас: те, кто работает на нефти и газе, те, кто в аппаратах разных калибров и все остальные…. черт, дурацкая шутка получилась…
    а, чтобы понятней было, почему норвежцы каются перед саамами (можно я уж по-русски это слово буду говорить), посмотрите фильм «восстание в каутокейно». норвежский фильм.
    наталья, а что слово «лопарь» на самом деле оскорбительно воспринимается? ведь по сути это — «лапландец».

  13. Игорь, а как вы думаете, украинцам нравится когда их хохлами называют? Или белорусов — бульбашами?

  14. Про саамскую ( а точнее две саамские ) революции я знаю. Это было ужасно.
    А у нас просто выселяли в другие места. Просто люди не сопротивлялись, а подчинялись. До крови не доходило. Ну, как не доходило- тоже и репрессировали и пропадали саами.В те времена всем народам досталось. Просто мы сейчас о нас говорим.

    Ну, мы же саами.Наш народ всегда говорил про себя: «Мун ля саамь олма» я человек-саами. Тогда ничего страшного, что украинцев -«хохлами» назовём, беларусов — «бульбашами», а русских- «кацапами». Про евреев, вообще , промолчу :))). Когда шутя, в разговоре одно, а в официальных речах, местах, книгах, СМИ — другое.

  15. Коренной народ Кольского полуострова Саами, как и все другие коренные народы мира вне зависимости от того живут они в городе или в тундре, имеют право собственности на их исконные земли и природные ресурсы, имеют право на самоопределение, включая право на управление собственной территорией, право самостоятельно выбирать пути развития в сфере экономики, культуры и т.д., и для этого им не требуется ни справок, ни свидетельств и уж тем более чьих либо разрешений или одобрений! Сегодня, под эгидой ООН проходит второе десятилетие коренных народов мира, все кто считает себя причастным к мировому сообществу приходят к единому мнению о том, что путь технического прогресса — тупиковый, будущее планеты за традиционными знаниями коренных народов в области природопользования, сохранение которых крайне важно для дальнейшего, благополучного развития человечества! Чем больше времени люди потратит на то что бы понять это, тем меньше шансов даже у тех кто упрекает сегодня Саами, на то, что их потомки увидят живой мир и получат доброе природное наследие!
    С ув. Алексей Шонхоров, Республика Алтай.

  16. Согласна с Алексеем,
    мне кажется унизительным просить разрешения у власти, что бы воспользоваться рекой, которая протекает рядом с моим домом или лесными угодьями, что бы заняться оленеводством. Им не понять проблем, сельского населения и, уж тем более, коренного народа, если выросли они в мегаполисах и об особенностях того или др.народа знают лишь из минутных репортажей «голубого экрана»…да и нет у них такой цели в принципе (

  17. А как,интересно,решался вопрос «укладки» штокмановской трубы на территории Кольского полуострова?Принимали ли саами в этом участие?

  18. Я люблю СААМИ, :i1: , квоты, льготы!))) И вот к чему это приводит :alc: :smiles_958: энд :mog: ! Не лучше ли пересмотреть политику иждивенчества, а заглянуть лучше в корень и понять в чем соль жизни коренных! Поэтому они и самоопределились и заявляют о ПРАВАХ, а не льготах-квотах! Лучше сесть за стол переговоров, посмотреть как надо и что лучше и не мешать жить! Они же никого не двигают, живите все в добрососедстве, кто мешает-то!?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *