Образование: остаться нельзя уехать

Что поможет убедить абитуриентов получать образование на Кольском Севере?

Для вузов началась горячая пора — пока выпускники школ готовятся к ЕГЭ, их будущие педагоги высшей школы делают все возможное, чтобы привлечь интерес к своим учебным заведениям. В Дни открытых дверей, естественно, открываются двери, пока больше виртуально — и из-за пандемии, и из-за возможности рассказать большему количеству ребят и их родителям о том, какие ресурсы есть у вузов, и какие преимущества, благодаря этому, получат студенты.

Речь чаще всего идет о новых направлениях — то есть новых специальностях, которые должны пригодиться региону. Например, недавно Мурманский арктический государственный университет и областной комитет по туризму договорились объединить усилия для развития регионального туризма и сферы гостеприимства. Тем более что МАГУ — единственный вуз в Мурманской области, который выпускает специалистов с высшим образованием по профилям «Сервис» и «Туризм». В планах сотрудничество с туриндустрией, в том числе практика для студентов, разработка туристических маршрутов, музейных экспонатов и экскурсий, — в этом намерены задействовать также будущих экономистов, экологов, биологов, IT-специалистов. Кроме того, есть идея создать на базе МАГУ цифровую лабораторию арктического туризма, а студентка 4 курса Екатерина Русакевич уже готовит цикл аудиоэкскурсий для Полярно-альпийского ботанического сада в Кировске.

Но не только в туризме требуются молодые кадры, а и во многих технических отраслях региона: горном деле, электроэнергетике, IT. А вот в гуманитариях, судя по всему, особенной заинтересованности нет. Но как бы то ни было, основная задача сейчас не просто привлечь абитуриента специальностью, но и просто попытаться задержать его на Севере, ведь, судя по статистике, отток стабильно высок.

А тридцать лет назад само создание вузов в Мурманской области и было приманкой для молодежи. Многим из тех, кто оканчивал школы в 1980-х и начале 90-х, только мечталось: эх, был бы институт возле дома, какое было б счастье! В те времена сам отъезд, проживание и элементарное пропитание студента в чужом городе стоили семьям дорого.

И вот — сбылось. Кроме двух старейших мурманских институтов, в области в 1995 появились еще два, и оба в Апатитах: филиал Петрозаводского университета и филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Сюда потянулись выпускники школ из разных городов области и севера Карелии, Апатиты постепенно становились по-настоящему студенческим городом. КФ ПетрГУ тогда мог похвастаться пятью тысячами студентов — столько человек сегодня получают образование во всех вузах области.

Ольга — выпускница первого набора в КФ ПетрГУ. Она приехала учиться из Мончегорска, да так и осталась в Апатитах работать.

— Стала бы я сейчас поступать в местный вуз? Нет, ни за что. Более того, по моей специальности уже спустя десять лет после открытия филиала очень упал уровень образования, сократилось число предметов, часов практики, перестали приезжать преподаватели из Петрозаводска… А вот из тех, кто со мной поступал и выпускался первые семь-восемь лет, много хороших ученых или хотя бы популяризаторов науки. Но я лично своим образованием довольна, хотя и не работаю по специальности. По крайней мере, базу высшего образования в меня вложили: умение читать и задавать вопросы, искать и находить информацию. Ну и вообще очень интересно в середине 90-х было.

Инна родилась и окончила школу в Апатитах, поступала в КФ ПетрГУ в конце десятых, после ЕГЭ:

— Я отдала документы сразу на несколько специальностей. На тот момент наши гуманитарный факультет и ИПМ считались лучшими в области, сюда поступали ребята из Мурманска, так как в ПетрГУ давали хорошее образование, количество докторов и кандидатов наук, насколько я помню, было больше, чем в мурманском педагогическом и МГТУ.
На моем потоке училась девочка — победитель Всероссийской олимпиады по информатике. Она могла спокойно поступить в ведущие вузы страны, но выбрала Апатиты. Причина была у всех одна — зачем куда-то уезжать, если дома можно получить качественное образование?
В итоге, я остановилась на бизнес-информатике — специальность новая, интересная, учиться мне нравилось, до сих пор добрыми словами вспоминаю преподавателей: по математическому анализу — Анатолия Александровича Арыкова, по информатике — Андрея Михайловича Федорова, по линейной алгебре и аналитической геометрии — Ярослава Алексеевича Сахарова, по физике — Павла Сергеевича Амосова. Если бы сейчас я захотела получить второе высшее, наверное, выбрала бы Мурманск. В наш вуз поступать не стала бы, поскольку специальностей не так много, да и преподавателей, на которых раньше шли, теперь нет.

Недавно апатитские и мурманские специалисты приняли участие в заседании дискуссионного клуба Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики, посвященном проблеме оттока выпускников из Мурманской области. Дебаты получились захватывающими, было видно, что людям, занятым в местном образовании и науке, далеко не все равно, какие перспективы есть у местных вузов и у Севера в целом. Вот несколько цитат.
Виктория Яценко, проректор по учебной работе Мурманского государственного технического университета:

— Проблема оттока абитуриентов существует, и в целом она связана не с качеством образования у нас, а, в основном, с желанием уехать в другие места, особенно в Санкт-Петербург, при этом у родителей появились возможности оплачивать проживание ребенка в столицах. И тот, кто хочет «просто уехать», даже не собирается узнавать, что есть у нас.
Кроме того, мы видим разрыв между тем, о какой профессии мечтает абитуриент, и той задачей, которую решает работодатель. Например, у нас в школах ориентация на наукоемкие специальности — нанотехнологии, космос. Ребенок выбирает, поступает в вуз крупного города, а на третьем курсе понимает, что перспектива работы — НИИ, но не каждый к этому готов. И тогда у человека происходит некий разрыв шаблона: зачем я учился и куда работать пойду?
Но мы считаем, что желание «просто уехать» есть не только у северян. Поэтому наша идея — привлечение молодежи из других регионов, раз уж им всегда хочется сменить обстановку. Тем более, у Мурманска есть слава города, куда когда-то приезжали со всей страны. И если местные абитуриенты увидят, что их места могут занять приезжие, то, может быть, и они поинтересуются предложениями областных вузов. Тем более, что мы сегодня подстраиваем наши образовательные программы под реальные потребности работодателей.

Виктория Пиксендеева, директор Арктического ресурсного кадрового центра Мурманского арктического государственного университета:

— Если мы не учим тому, что хотят дети, то никакими приманками и удовольствиями их тут не оставишь. Мир меняется, абитуриенты более свободны, и при отъезде с Севера они выбирают не только образование в другом городе, но и многие иные ресурсы, прежде всего, в вариативности трудоустройства. К тому же по многим параметрам качества жизни нам никогда не достичь уровня крупных агломераций и столиц…
Исследования социологов говорят, что все меньше студентов выбирают, при выборе специальности, будущую работу в регионе. А вот если регион будет заботиться о повышении качества жизни людей, о возможностях не просто работать, но и проводить досуг, то, может быть, кто-то на Север и посмотрит с интересом. Но все равно, тренд — в выборе профессии, а не региона учебы и работы.

Игорь Чикирев, директор филиала МГТУ в Апатитах:

— Чтобы повысить престиж местного образования, вузам нужно быть конкурентоспособными. Я думаю, это можно сделать только за счет объединения филиалов, поскольку сейчас идет дублирование направлений, и в результате мы обучаем группы по 5-7 человек. Нужно сделать основной центр подготовки в Мурманске, а Кольский научный центр готовил бы магистров и аспирантов. Тем более, что материально-техническая база вузов должна постоянно совершенствоваться, отвечать современным требованиям. И нужно усиливать профориентационную работу в регионе, чтобы вели ее представители не только вузов, но и работодателей.

Илья Балымов, начальник отдела профориентационной работы филиала МАГУ в Апатитах:

— Назову несколько причин оттока абитуриентов. Это, во-первых, представление, что образование в области хуже, чем в других городах страны. Вторая причина — школьники просто хотят уехать от родителей, начать самостоятельную жизнь. Моя дочь уехала учиться в другой регион, по ее словам, ей было скучно в Апатитах. В Питере, конечно, интереснее и веселее, и мне тут нечего противопоставить.
Что делать? Повышать привлекательность региона для абитуриентов. Но если в Мурманске это сделать проще, то, сколько бы мы ни фантазировали, расписывая преимущества жизни в Апатитах, молодежь живет в другой реальности.
Конечно, нам нужен приток из других регионов, но для чего им к нам ехать? Сейчас какие только вузы по стране не привязаны к арктической тематике, и вузы области, к сожалению, авторитетами здесь не являются. А ведь у тех, что расположены в арктической зоне географически, должна быть какая-то изюминка, яркий образ, идея, связанная с арктическими исследованиями.
А что касается местных ребят, то здесь нам нужно рассчитывать на поддержку работодателей, чтобы студенты могли четко видеть свою образовательную и жизненную траекторию: учеба, карьера, зарплата.

Константин Аллояров, проректор по научной работе МГТУ:

— У наших вузов не совсем равные условия на рынке высшего образования страны — на севере затраты на обучение студента в разы выше, а норматив на всю Россию один. И хотя мы можем говорить о новых направлениях обучения и суперсовременном образовательном арктическом центре, неясно, откуда на это взять финансирование, если денег хватает только на зарплату и коммунальные платежи. А ведь когда абитуриент выбирает вуз, он сравнивает условия и видит разницу. Если у нас нет свободных средств для повышения качества, то конкурентную борьбу мы будем проигрывать.
Я согласен, что нужно возвращать представление о том, что Север — место, где можно получить уникальные специальности, например, морские или горно-металлургические. Надо вернуть тренд: отучился, заработал, и уже тогда уехал. А вообще, нужно трезво понимать, что с северов всегда будут уезжать из-за климатически неблагоприятных условий. Миграционный отток будет продолжаться, и сегодня задача — восполнить его абитуриентами из других регионов, доказав, что здесь есть хорошие карьерные возможности. К тому же, молодежь — романтики, им нужны интересные вызовы. Центральные регионы очень схожи, у них нет уникальной специфики — не поедут учиться из Псковской области в Иваново или в Рязань. Но Арктика гремит на всю Россию, она сейчас всем интересна, молодым в том числе.

Медея Иванова, доктор экономических наук (ИЭП КНЦ РАН):

— Бум по 5-7 тысяч студентов в апатитском филиале ПетрГУ я застала и пережила, и хочу отметить, что спад поступления к нам во многом связан с общей социально-экономической ситуацией в области. Ведь в тот момент экономика начинала активный подъем.
Наши преподаватели проводили исследования и пытались оценить миграционные настроения молодежи. И если в 2008 году в области хотел остаться каждый второй молодой человек, то в 2016-м — всего 30 процентов. Но все же, судьбу абитуриента во многом решают его родители, и если они не видят на Севере перспективы для жизни семьи, то и ребенок поступать в местный вуз не станет. Что касается выпускников вузов, их можно задержать в области, но для этого нужно расширять магистерские программы.

Показательные цифры привела во время обсуждения эксперт ПОРА Румия Ромашкина — она рассказала об опросе, проведенном среди более чем миллиона школьников из разных регионов в рамках конкурса «Большая перемена». 80 процентов школьников из Мурманской области собираются уезжать в другие регионы для поступления в вузы, а 73 процента уехали бы даже без учебных возможностей. Правда, четверть опрошенных ответили, что вернулись бы на Север, получив диплом.

Поделитесь:Share on VK
VK