О том, как Кировск встретил начало Великой Отечественной войны, как кировчане помогали фронту и переживали бомбардировки вражеской авиации, как праздновали победу, рассказывает документальная выставка-презентация Государственного архива Мурманской области в Кировске.
Кажется, о войне так много уже рассказано и показано, что искушенного читателя и зрителя ничем не удивишь. Что нового можно узнать о событиях, происходивших почти восемьдесят лет назад? Но каждый год нам отрываются новые архивные данные, и мы вновь переживаем то, что когда-то переживали наши деды и прадеды, поражаемся их мужеству и героизму.
Вот и выставка-презентация, размещенная на сайте Госархива Мурманской области в Кировске (archive-kirovsk.ru) дает нам возможность окунуться в атмосферу первых дней войны, восхититься стойкостью и самоотверженностью кировчан.
К примеру, вы знаете, что в Мурманской области военное положение было объявлено уже 22 июня 1941 года, в Кировске — 23-го? А 30 июня в городе была объявлена всеобщая трудовая повинность по оборудованию бомбоубежищ? К ней обязательно привлекали женщин в возрасте от 18 до 45 лет и мужчин от 18 до 55 лет. И благодаря труду сотен кировчан за июнь-июль 1941 года было построено 158 щелей и оборудовано 23 подвала. Это дало возможность полностью обеспечить население города укрытием от воздушных налетов противника.
А налеты не заставили себя ждать — первый случился уже 28 июня 1941 года. Вот как об этом вспоминал Василий Никонорович Аккуратов, метеоролог, основатель службы противолавинной защиты в Хибинах. С сентября 1941 по май 1945 он сражался на Карельском, Центральном и Первом Украинском фронтах.
«Кажется, около двух часов мы услышали нарастающий гул моторов. Переглянулись с Петром Павловичем и выскочили на крыльцо домика-станции. Увидели, что чуть-чуть выше нашего плато, над долиной реки Ворткеуай (в переводе с саамского «ручей с быстрым течением»), с севера, в направлении Кировска шли немецкие самолеты. Их было девять. Я тогда не знал, что это были, кажется, юнкерсы… Бомбардировщики один за другим сбросили бомбы на обогатительную фабрику и вокзал. Мы хорошо видели бомбы, отрывающиеся от немецких самолетов. Фашистские юнкерсы развернулись и пошли на второй заход, сбросив несколько бомб в районе почты и северной оконечности Кировского парка. В это время Кировск оказался закрытым пылью. Создавалось впечатление, что город разрушен полностью и вряд ли там остались живые. Я похолодел от ужаса. Как потом выяснилось, от взрыва бомбы, попавшей в склад концентрата, в атмосферу была выброшена масса этого вещества, закрывшая город минеральными частицами. Это обстоятельство явилось счастливой причиной того, что Кировск от бомбардировки пострадал незначительно».
Документы архива рассказывают о том, что 10 августа 1941 года было принято решение об обязательной эвакуации детей в возрасте до семи лет с родственниками, и разрешено эвакуироваться детям от 7 до 14 лет без родителей, но с детскими садами, детдомами, пионерскими лагерями и школами.
К началу 1942 года в действующую армию из Кировского района были призваны 4456 человек. Численность населения в Кировске и Кировском районе с февраля 1939 года по 1 августа 1942 года сократилась на 70 процентов — с 40105 человек до 11944 человек. Те, кто остался в Кировске, работали не покладая рук, выполняя полторы-две нормы. Война коренным образом изменила облик и сферу деятельности комбината «Апатит». Выработка апатитового, нефелинового, сфенового и перовскитового концентратов была совершенно прекращена. После бомбардировки города и промышленных объектов комбината производственное оборудование цехов и Кировского рудника было демонтировано и эвакуировано из Кировска в глубокий тыл.
С начала Отечественной войны «Апатит» переключился на обслуживание нужд фронта. Первым крупным заданием было строительство аэродрома близи Кировска. Работа была выполнена в кратчайшие сроки и принята командованием.
В 1942 голу комбинат поставлял Карельскому, Ленинградскому, Калининскому и Сталинградскому фронтам и Северному военно-морскому флоту бутылки, ампулы и бочки с зажигательной смесью, банки с гранулированным фосфором, мины, штыки, ручные граната. Помимо этих изделий комбинат «Апатит» изготовил для нужд фронта детали к оборудованию для связистов, детали к бомбодержателям, реактивные орудия, химические грелки, хирургические никелированные инструменты, топорики для авиадесантных частей, финские ножи для летчиков и многое другое.
Все помогали фронту, в том числе и студентки фельдшерско-акушерской школы. Как писала газета «Кировский рабочий» в 1941 году, девушки, под руководством директора школы Знаменской, с большим мастерством вышили кисеты, носовые платки, воротнички для бойцов. Причем вышивка была остроумной — с матрешками и смешными клоунами. Подарки из Кировска принесли фронтовикам много радости.
Победу в мае 1945 года кировчане начали праздновать сразу же после объявления по радио из Москвы — это случилось в три часа ночи, и люди больше не спали. Они выбегали на улицу — ни ранний час, ни снегопад, разыгравшийся той ночью, — ничто не могло сдержать ликование. А в 10 утра на площади состоялся митинг, на который собрались шесть тысяч человек. В какой-то момент над людьми полетели голубые листовки. Оказалось, это работники типографии напечатали акт о капитуляции Германии и Указ Президиума Верховного совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы.
Архивы доказывают — сколько бы лет ни прошло после Великой Отечественной войны, мы всегда будем узнавать что-то новое. И всегда будем отмечать 9 Мая.