Если ниточки грамотно потянуть…

Павел Екимов и Сергей Верченко в 2011 году стали сотрудниками  возрожденного независимого следственного комитета. Фото из архива отдела.
Павел Екимов и Сергей Верченко в 2011 году стали сотрудниками возрожденного независимого следственного комитета. Фото из архива отдела.

25 июля у следователей профессиональный праздник. Хоть он еще очень молодой, отмечают его с 2014 года, но история органов следствия началась более трехсот лет назад. В этот день в 1713 году Петр I издал именной указ “О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского”.  В канун этой даты я отправилась в самую молодую организацию, где работают следователи — в апатитский следственный отдел СКР по Мурманской области.

Немножко истории

История развития Следственного комитета в нашей стране длинная и местами путанная. Создавалась канцелярия как независимый орган, подчиняющийся только главе государства. За последующие три века следователей покидало по разным ведомствам, а в январе 2011 года в стране произошло восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия. Но как бы она ни называлась, главное в ней все же — люди, которые выбрали себе непростую профессию.
За девять лет самостоятельного существования апатитского следственного отдела СКР по Мурманской области в нем было всего два руководителя. Когда Следственный комитет России вышел из-под крыла прокуратуры, руководителем нашего отдела был Максим Майоров. Чуть больше чем через полтора года, в сентябре 2012 года, отдел возглавил Михаил Скрундь, который руководит им по сей день.

Состав отдела тоже менялся. Сюда приходили как уже опытные профессионалы, начинавшие еще в милиции, так и молодые специалисты, едва окончившие вуз. Не все выдерживали такую работу — ушли в другую профессию. А есть и те, кто ушел, а потом вернулся.
Кстати, в нашем отделе преимущественно мужской коллектив. Исключение — Олеся Лозева, делопроизводитель отдела, которая работает в нем с самого создания. А также Евгения Федина, которая стала первым следователем-женщиной апатитского отдела.

— Я вообще против того, чтобы женщины шли на такую работу, — говорит Михаил Скрундь. — Это же адский труд: ночные выезды, трупы, изнасилования и прочее. Не женская работа.

Мария Попова - единственная женщина-следователь в апатитском следственном отделе СКР.
Мария Попова — единственная женщина-следователь в апатитском следственном отделе СКР.

Но, несмотря на это, сейчас в отделе следователем трудится Мария Попова.

— Михаил Антонович, а какой новый сотрудник лучше: опытный или вчерашний студент? Кого легче научить?

— В нашем деле проще с теми, кто имеет не только профессиональные знания, но и жизненный опыт — он просто необходим в работе следователя.

Быть профессионалом

Каково это — погружаться в самые темные стороны жизни? И какими качествами надо обладать, чтобы стать настоящим следователем? Эти вопросы я задала сотрудникам отдела.
Павла Екимова, заместителя руководителя отдела, несмотря на молодой возраст, можно назвать старейшиной отдела — здесь он работает еще с тех пор, как следственный комитет был при прокуратуре. Как шутит Павел Вячеславович, в следователи он шел, чтобы изменить мир и поймать всех преступников. Спустя 13 лет у него, конечно, произошла переоценка, в том числе и понимания профессии.

— Эта работа меняет человека, — говорит Павел Екимов. — Именно здесь я научился двум важнейшим для следователя вещам: разговаривать с людьми и, особенно, слушать. Последнее для меня было вообще чем-то нереальным, долго и тяжело этому учился. Ведь, если ты не умеешь слушать, ничего не получится, ни одно дело не закончишь. Так что уметь слушать — это самое важное.
Усердие и усидчивость — еще два качества, которые необходимы для работы следователя. Также необходимо развиваться, все время учиться чему-то новому, расширять кругозор, только так ты сможешь качественно вести расследование. Важно уметь грамотно управлять людьми.

Мария Попова пришла в отдел уже опытным следователем со стажем более 10 лет. Но, несмотря на это, идти в мужской коллектив ей было страшно, именно потому, что он мужской.

— Но приняли меня здесь замечательно, — говорит Мария Владимировна. — Сначала было тяжело, так как я не знала ни города, ни людей.

Связать свою профессиональную деятельность с правоохранительными структурами Мария мечтала с детства. Она рассказывает, что в играх с сестрами у них было четкое распределение ролей: старшая — учитель, младшая — врач, а Маша — милиционер. Так что куда идти учиться после школы вопроса не было — в юридический: сначала техникум, потом институт. Первое время Мария работала в полиции дознавателем, но хотелось чего-то более интересного. Так что путь лежал в следственный комитет.

— Единственное, что меня смутило на новом месте работе — это вызов на труп, — вспоминает Мария Попова. — Первый раз было не то чтобы страшно, но неприятно. Сейчас к таким ситуациям я отношусь спокойно.

По словам Марии, одно из важнейших качеств — некая толстокожесть.

— К тому, что ты видишь на работе, надо относиться проще, без эмоций, — говорит она. — В каждом деле есть за что переживать, особенно в тех, которые касаются детей — у меня самой их двое. Но принимать близко к сердцу работу нельзя, надо уметь отстраниться от происходящего. А еще нужны упорство и настойчивость — без них никуда.

Куда уходят эмоции

Ну и кому как не руководителю следователей лучше всего знать, какими они должны быть. По мнению Михаила Антоновича, главная задача следователя — докопаться до истины, от этой задачи и надо отталкиваться.

— Чаще всего необходима колоссальная усидчивость. Особенно это касается тех, кто занимается расследованиями многоэпизодных сложных дел, к примеру, экономических. Ну и без головы, а точнее знаний, тут много не наработаешь. Надо уметь быстро вникать в совершенно новые для себя сферы. К примеру, в технические аспекты производства, экономику и бухгалтерию, медицину и многое другое. И еще одно очень важное качество — умение аналитически мыслить. Если следователь к этому не способен, долго он не проработает. Следователь же, как паук, если соберет нужные ниточки, правильно их дернет, тогда все и распутает.

Последнее время любое резонансное преступление активно комментируют в соцсетях. Зачастую комментаторы, не стесняясь выражений, требуют моментальной расправы над злодеем. Следователи — тоже люди, бывают на месте преступления, видят и жертву и предполагаемого преступника. Как справиться с эмоциями?

— Сложно. Очень сложно, — говорит Михаил Скрундь.

— Умение не поддаваться эмоциям приходит с опытом, — рассказывает Павел Екимов. — В таких случаях помогает спортивный принцип: если ты разозлился — ты проиграл. Просто понимаешь, что должен разобраться и сделать все, чтобы злодея наказали. А делать это надо хладнокровно.

— Давать волю эмоциям нельзя хотя бы потому, что для начала в ситуации надо разобраться, — объясняет Мария Попова. — Ведь бывает, что очевидность происшедшего лишь видимость.

Жаль, что удалось поговорить только с частью работающих в отделе, но сейчас время отпусков. Всего же в апатитском следственном отделе СКР по Мурманской области работает пять следователей. Но скоро там случится пополнение — в августе сюда придет молодой сотрудник, выпускник не просто юридического факультета, а специализированного вуза — Московской академии Следственного комитета РФ.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *