На прошлой неделе в редакцию позвонили из торгового центра “Ангелина”. Жаловались на “поселившихся” там подростков. Говорили, что газета — это последняя инстанция, которая, возможно, поможет донести до жителей города серьезную проблему.
Заполонили
В торговый центр я попала днем в среду и тут же услышала буквально стон продавцов из разных отделов. Суть его такова: каждый вечер в центре собирается довольно большая группа подростков, которая мешает и работникам, и посетителям. Благодаря рассказам продавцов, директоров отделов, представителя хозяина центра, а также записям камер наблюдения, я услышала и увидела, что происходит. Картинка, прямо скажу, малопривлекательная.
Итак, каждый вечер часам к семи в здании собираются подростки, всегда одни и те же. Они сидят на лестницах, носятся по отделам, громко разговаривают, нередко нецензурно, заполоняют коридоры, мешая пройти покупателям в отделы. А в прошлый вторник кто-то из них умудрился затащить в центр велосипед и раскатывал на нем по коридорам. Именно тогда в “Ангелину” вызвали полицию.
— Я сказал ребятам, что сюда едет наряд, но их это не испугало и, кажется, даже больше раззадорило, — рассказывает Михаил, представитель хозяина здания центра. — Правда, когда полицейские приехали, вся компания отсюда ушла.
Михаил показал мне, что оставляют после себя подростки, и, честно, я чуть не прослезилась. Дело в том, что тут я была чуть больше года назад, когда проходили проверки соблюдения пожарной безопасности. Тогда больше всего поразил туалет в “Ангелине”: белоснежный и удобный. Сейчас — это образец современной наскальной живописи, а точнее переписка всех со всеми. На стенах подростки делятся проблемами, переживаниями и желаниями, оскорблениями, дурными мыслями и даже цитатами. Некогда украшавшее стену над раковиной зеркало — исчезло, с корнем вырвано пластиковое сидение унитаза.
— Ну, вы же можете сделать замечание, выгнать их, в конце-концов? — этот вопрос я задавала не только Михаилу, но и работницам центра.
И все время получала ответ: попробуйте! Как говорили все взрослые, нынешние подростки тут же козыряют знаниями прав и обязанностей взрослых, а также своими, но только правами. Трогать, снимать несовершеннолетних нельзя — это подростки отлично знают. То, что нецензурная брань в общественном месте — нарушение закона, они предпочитают “забывать”.
— Вы не поверите, но если до парней еще можно “достучаться”, то девочки ведут себя и говорят так, что нам стыдно, — сказала мне одна из сотрудниц центра.
Убыточные посетители
С этой проблемой сталкиваются и в других заведениях города. Уже не один месяц не знают, что делать с подростками в кафе “Сливки”. Там история усугубляется тем, что заведение несет убытки. Подростковые компании приходят по вечерам, занимают несколько столиков, но практически ничего не заказывают. Дети сидят, уткнувшись в телефоны, шумят, и тоже порой нецензурно выражаются. В результате, обычные, платежеспособные посетители кафе, завидев такое соседство, уходят. Замечу, что “Сливки” позиционируют себя как семейное кафе, то есть место, куда можно прийти с детьми, для которых там есть игровая комната. Но кто же из родителей согласится, чтобы их ребенок развлекался под аккомпанемент подросткового сленга и откровенного мата? Сначала в “Сливках” думали, что проблему можно решить отключением бесплатного доступа в Интернет, но эта мера подростков не отпугнула. Однажды дело дошло до отрытого противостояния хозяина с компаниями, и снова мера не сработала — детишки тут же включили камеры на телефонах, сняли все происходящее, а потом ролик с комментариями о “злом хозяине, обижающем несовершеннолетних”, выложили в Интернет.
Последствия пребывания подростков в “Сливках” не такие ужасающие, как в “Ангелине”. Хотя и тут работники периодически отмывают зеркала от следов губной помады. А в прошлый вторник и вовсе были вынуждены устроить генеральную уборку — подростки заплевали все вертикальные поверхности жеванной бумагой.
Разные мнения
На шумные, неадекватные компании в социальных сетях жалуются не только посетители этого заведения, но также кафе в гипермаркете “Май”, говорят, периодически подростки оккупируют и кулинарию в “Заполярье”. Почему у подростков такая тяга к разрушению, и, главное, что с ними делать? Об этом я спросила специалистов: учителей, школьных психологов и социальных педагогов, а также полицейских.
Те, кто работает в школах, утверждают: таким образом подростки самоутверждаются в своих же компаниях и привлекают к себе внимание.
— Вы думаете в этих группах неблагополучные дети? Или те, кому заняться нечем? Ничуть! Чаще всего это дети из хороших, полных семей, многие посещают не одну секцию, кружки или школу дополнительного образования, — говорит социальный педагог одной из школ. — Но, несмотря на занятость, они находят время, чтобы влиться в “стаю” и следовать ее правилам и традициям. Для них это способ самоутвердиться, привлечь к себе внимание. Кстати, последнего дети просто не получают дома. Вот спросите любого из них: когда мама или папа говорили им, что любят их? Поверьте, большинство ответят, что такого не помнят.
А кто из родителей сейчас детям книжки читает? Единицы! Чаще детей, чуть ли не с коляски, развлекают и отвлекают гаджетами. Ведь нынешние подростки — это дети тех, кто сам вырос на Интернете. Оттуда все беды. Родители “живут” в Сети, их дети берут пример, и вся их жизнь тоже виртуальная. Отсюда и все их “знания” о правах, и о том, что в любой ситуации надо включать камеру, а потом выкладывать снятое в сеть. Ну и чувство безнаказанности тоже играет не последнюю роль. А, кроме того, заметьте, что сейчас не принято отмечать дни рождения детей дома, просто приглашать друзей в гости. Родители этого не позволяют. Вот подростки и ищут места, где пообщаться.
Действительно ли подростков невозможно наказать или как минимум напугать и донести до них, что их поведение неприемлемо? Оказывается можно, только сами предприниматели этому мешают.
— В эти заведения с жалобами на компании детей наряды вызывали в единичных случаях, — говорит Оксана Виноградова, начальник отдела по делам несовершеннолетних. — Поэтому у меня один вопрос: если подростки действительно нарушают общественный порядок, почему работники заведений не вызывают полицию? Зачем пытаются разобраться с детьми самостоятельно? (Подобный случай был в одном из кафе — А. Г.) Так что совет предпринимателям может быть только один: если подростки нецензурно выражаются, проявляют агрессию на одно замечание или просьбу покинуть заведение, портят имущество или как-то еще нарушают закон — вызывайте наряд.
А причину массовых сборов подростков Оксана Валерьевна видит в одном — им просто негде больше общаться. Раньше в каждом районе города были так называемые клубы по интересам для подростков. Сейчас есть только секции, кружки, школы, где дети занимаются каким-то делом. А собраться и просто поговорить им негде, вот они и идут в любые доступные места.
Ну, а что думают сами подростки? Когда я была в торговом центре “Ангелина” и слушала о проблемах взрослых, в укромном уголке на лестнице сидели два школьника, по словам работников центра, из “их” постоянной компании. Мальчишки рассказали, что пришли сюда, потому что тут Интернет “ловит” хорошо. Пытать на предмет поведения их компании я не стала — бесполезно. Просто спросила, чего им не хватает для того, чтобы не бесцельно шататься по заведениям, а проводить свободное время интересно?
— Денег, — ответил один из парней.
Какая-то чушь. Если магазины в частной собственности, то почему хозяева не могут защитить свою собственность? А, если в квартиры к ним придут, тоже будут распускать сопли? А где инспектора ИДН?