Звонкие люди

Апатиты. При храме Новомучеников и Исповедников Российских работает школа звонарей

Полина Дурягина и Мария Телешкан готовы исполнить свой звон под руководством Сергея Видясова. Фото Елены Балабкиной.

Полина Дурягина и Мария Телешкан готовы исполнить свой звон под руководством Сергея Видясова. Фото Елены Балабкиной.

Идея открыть школу колокольного звона принадлежит преподавателю апатитской детской музыкальной школы Сергею Видясову. Пока в ней занимаются ученики воскресной школы, но приходить могут все, кому интересно. А это и правда интересно!

Когда все совпало

Сергей Видясов — преподаватель по классу духовых инструментов, работает в школе имени Леонида Буркова, учит детей играть на блок-флейте. В Апатитах живет с раннего детства, а музыкальное образование получил в Петрозаводске, в колледже имени Раутио.
Именно в Петрозаводске Сергей Видясов познакомился с искусством колокольного звона и впервые взялся попробовать, каково это — звонить.

— В Петрозаводске я ходил с друзьями в Александро-Невский собор, один из моих друзей стал учиться звонить, вот и я с ним пошел за компанию. Потом стало получаться, — рассказывает Сергей. — На колокольне собора больше десяти колоколов, управляются три звонаря.
Когда я вернулся в Апатиты, о своем занятии не забывал, но решение открыть школу зрело долго — многое должно было совпасть. И потом, для школы звонарей необходим специальный тренажер, однако готовый дорого стоит, минимум 40 тысяч рублей, потому что в нем используют колокола. Тогда я решил поискать в интернете варианты, чем можно колокола заменить. И нашел! Понадобилось на это две недели. Сам собрал деревянную раму, а вместо колоколов подобрал подходящие по размеру и звучанию обрезы вентиляционных труб — они легкие, звонкие, подошли в самый раз.
В храме я подошел к отцу Василию, предложил с детьми заниматься, изучать звонарское дело. Отец Василий дал благословение.

Мише Тетерину с первого занятия удалось понять главное - играть нужно плавно и от души.  Фото Елены Балабкиной.

Мише Тетерину с первого занятия удалось понять главное — играть нужно плавно и от души. Фото Елены Балабкиной.

Импровизация и настроение

Школа звонарей работает два месяца, по воскресеньям после службы. Сначала ребята занимаются в классе на тренажере. По очереди они садятся за пульт — так еще называют тренажер, — и звонят. Кто-то управляется с большим “колоколом” — он как бас в оркестре, задает ритм всей композиции, а второй — с остальными “колоколами”.
Как рассказал Сергей, нотной грамоты в колокольном звоне нет, но нужно чувствовать ритм и понимать, как сочетаются звуки.

Фото Елены Балабкиной.

Фото Елены Балабкиной.

— Вы разучиваете какие-то традиционные звоны?

— Традиционные звоны есть, но их совсем немного — на некоторые праздники, на приезд владыки. В основном звонарь импровизирует, одинаковое лишь начало, дальше как ты знаешь, так и звонишь. От внутреннего состояния многое зависит… Да практически все от него и зависит!

— Значит, по тому, какой звон доносится с колокольни, можно понять, в каком настроении звонарь? Ну, если умеешь, конечно, слышать…

— По тому, как звонарь звонит, не только настроение слышно. Можно понять, какой это человек.
На занятия приходят когда шесть, когда восемь учеников, в основном девочки. Разного возраста, самому младшему — семь лет, старшая учится в девятом классе.

— А разве бывают звонари-женщины? — спрашиваю у преподавателя.

— И мужчины звонят, и женщины! Хотя звонарское дело — физически тяжелое занятие, дети только-только привыкают к тяжести языка большого колокола. На занятии главное — дать человеку почувствовать звон, а научиться чувствовать можно бесконечным повторением, в этом музыка и спорт очень похожи. Моя задача — открыть ребенка, чтобы звон изнутри лился. Как только он откроется, и дело идет по-другому. Настроить надо звонаря, как инструмент.

— Музыкальное образование помогает учить и учиться? А музыка, которую в остальное время слушает звонарь?

— Конечно, помогает. И да, музыка, которую слушаешь, она воплощается в звоне тоже, и на колоколах исполнить можно множество песен и музыкальных произведений. Вот только повторить то, что ты однажды сыграл, не получится. Нет одинаковых звонов, всегда звонишь по-разному.

Алина Пушкина. Пока ждешь очереди к тренажеру, можно почитать... Фото Елены Балабкиной.

Алина Пушкина. Пока ждешь очереди к тренажеру, можно почитать… Фото Елены Балабкиной.

Наверху — радость

Занятие в классе, к восторгу учеников, перемещается на колокольню храма Новомучеников и Исповедников Российских. Сергей просит всех приходить с берушами, сам на колокольне надевает наушники. Говорит, слух человека очень раним и быстро начинает страдать при таких нагрузках. Без берушей к тому же плохо слышно, как и что ты звонишь, все сливается в гул.

Принцип оркестра тут, на колокольне, используется тот же, что и на тренажере, но вот управляться с реальными колоколами ой как тяжело! Зато впечатление незабываемое. И сразу заметно, что настроение у начинающих звонарей изменилось — ни тебе лишнего шума, ни капризов детских. Здесь почему-то совершенно пропадает чувство времени, трудно понять, пять минут прошло, пятнадцать или все тридцать, а дети и взрослые больше улыбаются.

Школа звонарей в Апатитах — единственная в Мурманской области, во всяком случае, пока. Если вас заинтересовал рассказ о ее работе, вы сами можете в воскресенье прийти в храм после 12 часов и послушать, как звонят ребята. Например, как милая и застенчивая Полина вызванивает свое настроение, или бойкая Маша, или любительница читать Алевтина, которая даже на занятиях умудряется не расставаться с очередной интересной книгой. Или Миша Тетерин, у которого с самого первого занятия неплохо получилось. Теперь каждый раз, когда я слышу звон с колокольни храма, я вспоминаю всех, с кем поднялась туда впервые, и стараюсь угадать — кто там сейчас?..

Музыкант и преподаватель Сергей Видясов ведет занятие. Фото Елены Балабкиной.

Музыкант и преподаватель Сергей Видясов ведет занятие. Фото Елены Балабкиной.

Это интересно(0)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *