В декабре я узнала, что моя бывшая коллега и давняя знакомая Юля Рогозина открыла новый, личный, проект. То, что она большая рукодельница и профессиональный художник, не было для меня секретом. А вот
о ее психологическом образовании я даже не догадывалась. Теперь же Юля объединила одно с другим
и пригласила на занятия всех горожан — попробовать с помощью интуитивного и расслабленного рисования достичь гармонии и познать себя.
— Юль, давай начнем с творческой биографии — где и чему ты училась?
— Я с детства любила рисовать, окончила художественную школу. Затем поступила в колледж культуры и искусств в Санкт-Петербурге, на отделение декоративно-прикладного искусства. А еще меня с юности интересовала психология, и уже после колледжа я пошла учиться в Мурманский государственный гуманитарный университет на факультет педагогики и психологии.
Но сразу после его окончания работу по специальности я не нашла, и работала какое-то время репортером , а потом попала в мастерскую “Меер Пинк” к Михаилу Борисовичу Скоробогатченко. Пришла по объявлению “требуются художники” и осталась — была просто очарована тем, что мы там делали: панно, ключницы из топляка, веселые олени, мишки, необычные рыбы… Я несколько лет занималась этим, и о психологии не вспоминала. Читала, конечно, литературу на эту тему для себя, а заниматься с людьми мне уже и не хотелось, и было некогда.
— А почему ты решила “пойти в люди”?
— Время от времени я проводила мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. И поняла, что важно не только то, что люди сделают какую-то вещь своими руками, — им доставляет удовольствие сам процесс творчества, он благотворно влияет на настроение, успокаивает. В общем, мне захотелось углубиться в эту тему и предложить совсем другие занятия. Те, на которых можно будет лучше понять и выразить свои чувства, эмоции, увидеть свои жизненные ситуации по-новому. И все это с удовольствием, интересно — посредством творчества!
Я узнала, где можно пройти обучение арт-терапии и осенью была уже в Санкт-Петербурге, в институте практической психологии “Иматон”. Дни учебы были одними из самых ярких и насыщенных за прошедший год! Мне очень повезло с преподавателем, курс вел Александр Иванович Копытин — специалист с мировым именем, человек, который стоял у истоков арт-терапии в России еще со времен Советского Союза, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии государственной медакадемии имени Мечникова, председатель арт-терапевтической ассоциации. И группа нас, учащихся, была очень интересная: психологи, художники из разных городов нашей страны и даже из Израиля.
Конечно, об арт-терапии и ее методах за эти дни я узнала много интересного, сама получила ответы на свои вопросы… Но это только малая часть методов и техник, гораздо больше еще есть возможность узнать. Я не прекращаю учиться, ведь “Иматон” предлагает в том числе и дистанционное обучение.
Арт-терапия, по-моему, неисчерпаемый источник самопознания, вдохновения и открытий. А еще я теперь являюсь членом Национальной арт-терапевтической ассоциации, председателем которой является Александр Копытин.
— Что же такое арт-терапия? Для чего и кому она нужна?
— Это относительно молодая методика, зародившаяся одновременно в Англии и в США и соединившая в себе изобразительное искусство и психологию. В Великобритании художник Адриан Хилл был первым человеком, который использовал термин “арт-терапия” в 1938 году. Он употребил его при описании своей работы с больными туберкулезом, отметив, что занятия изобразительным искусством существенно улучшили их состояние.
Дословно арт-терапия — терапия искусством. Человек рисует, лепит, составляет коллажи и пишет сказки, и это обязательно происходит в присутствии специалиста — арт-терапевта.
Уже во время самого творческого процесса можно ощутить то глубокое позитивное “ощущение себя”, которое мы называем счастьем. Ведь в суете и всех проблемах нам некогда расслабиться, выдохнуть… И самое удивительное — творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность все потаенное, то, что мы не осознаем и что подспудно нас тревожит. А здесь происходят некие озарения. Это значит, что, анализируя, созерцая свое творение, человек понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего не скажет ему психотерапевт. Более того, считается, что человек почти обязан прийти к такому пониманию. Это очень здорово и интересно.
— Кому такие занятия будут особенно полезны?
— Заниматься арт-терапией могут и взрослые и дети. Методы арт-терапии применяют, кстати, врачи-психиатры и психологи. Но у нас — не кабинет врача, а арт-терапевтическая мастерская в библиотеке имени Гладиной, встречаемся мы пока что два раза в месяц. Могут прийти к нам взрослые, у которых есть потребность в самопознании или в отдыхе, расслаблении. Детям арт-терапия очень полезна, в том числе, детям с ограниченными возможностями здоровья: она стабилизирует их эмоциональное состояние, повышает уверенность в собственных силах, развивает позитивное отношение к себе.
А еще бывает, что человек говорит: “Я не умею рисовать. Зачем я пойду на арт-терапию?” Так вот, уметь рисовать здесь вовсе не требуется! Задачи создать шедевр у нас нет, и оценивать вашу работу с точки зрения эстетики никто не будет. Но если все-таки хочется нарисовать красиво, то в арт-терапии есть такое направление: “Правополушарное рисование”. Его приемы и техники позволяют, во-первых, убрать страх перед красками и кистью, а во-вторых, создать достойную картинку. Может даже, пробудить в вас настоящего художника!
Итак, встречи в мастерской “Поzнание” в гладинской библиотеке (ул. Ленина, 24а) проходят дважды
в месяц по воскресеньям. Уточнить время можно в библиотеке по телефону 6-11-10 или в группе vk.com/artpoznanie.