О да! Это было удивительное время, когда наша “Дважды Два” вышла в люди. Народ глазам поверить не мог: как это возможно, продавать газету на улице! Да еще так дорого! Да еще детей эксплуатировать! Ведь до этого на улицах только семечками торговали да мимозами и крашеным саксаулом на 8 Марта.
Но у нашего шефа Игоря Николаевича всегда находились ответы для критиков: а как еще дети научатся ценить труд, они должны понять, как достается каждая копейка. И сразу вспоминал, как он работал помощником комбайнера после шестого, что ли, класса. Вкалывал будь здоров! И это был тяжелый физический труд, а газеточку продавать — это же одно удовольствие. Игорь Николаевич даже мастер-классы (как сейчас сказали бы) устраивал для мальчишек, которые приходили продавать газету.
— Читайте свежий номер “Дважды Два”! Купите сами и расскажите друзьям! — обучал новеньких шеф.
Артистические наклонности и опыт театрального режиссерства Игоря Николаевича действовали на мальчишек магически. Но по улицам они все равно ходили молча или стояли где-нибудь под стенкой магазина тихонечко. Это сейчас ребята бойкие и не стесняются крикнуть: “Дважды Два” хотите?” А 25 лет назад стеснялись… Но продавать газету приходили еженедельно, ведь с каждого номера они получали 20 процентов, то есть 10 копеек за один проданный экземпляр. Конечно, мальчишек иногда обижали более старшие подростки, деньги отнимали, носы им разбивали. От взрослых продавцов им тоже доставалось, потому что лезли на чужие участки. Кстати, среди взрослых были уникальные продавцы, уже взрослые женщины, пенсионерки, усвоившие уроки мастерства Игоря Николаевича сходу. Никогда не забуду нашу продавщицу, которая много лет торговала у магазина “Арктика”. Свежий номер она однажды рекламировала так:
— Купите газеточку, и вы узнаете, как вас дети похоронят!
Это она так вкратце рассказала жуткую историю, опубликованную в нашей газете. Семья горьких пьяниц забыла предать земле покойную мать. Гроб остался стоять рядом с незарытой могилой. А дети уехали поминать…
Практически все дети сотрудников редакции продавали “Дважды Два”. Дети Игоря Николаевича — не исключение. Его сын Коля был таким милым ребенком, с огромными коричневыми глазами, всегда печальными. Разве можно было не купить газету у грустного красивого мальчика? В общем, у Коли газета всегда хорошо шла.
Продавал газету и мой сын Лёша, вместе со своей подругой Ксюшей. Быстрее, чем они, никто не торговал. Потом я поняла, в чем секрет успеха этой парочки. Получив по пять газет в редакции (девятилетним обычно много и не давали), они шли к Лёшиной бабушке и продавали оптом десять газет, причем по завышенной цене. А та уже раздавала знакомым и соседям.
Школу “Дважды Два” в девяностых прошли многие дети, теперь они уже взрослые, вполне благополучные и даже успешные люди. Ряды уличных продавцов заметно “похудели”. Наши нынешние продавцы — наше всё, мы их очень ценим. И кто знает, может, и мы на глубокой пенсии с коллегами тоже займемся уличным распространением “Дважды Два”. Я — у “Сейда”, а Наталья Чернова, к примеру, у “Пчелки”. Жизнь, она ведь непредсказуемая…
Ольга Щербакова.
Кто виноват? Эта тема…
Кто виноват? Эта тема родилась из письма наших читателей.
“…Мы читаем, любим и высоко ценим Вашу газету с момента ее основания. И все было бы хорошо, но все омрачают ваши распространители. В погоне за прибылью, гонимые алчностью, лишенные сострадания, они нарушают покой честных граждан, бесстыдно и бесцеремонно вторгаясь в их личную жизнь. С раннего утра и до позднего вечера они насилуют звонки наших квартир, невзирая на то, что у многих есть маленькие дети, которые, как известно, иногда спят. А как быть тем, кто пришел с ночной смены и лег спать?.. Мы уверены, что Вы не имеете никакого отношения к этому навязчивому сервису, нарушающему наш покой…”
Под письмом — фамилии нескольких семей.
Увы, дорогие читатели, к этому сервису мы имеем отношение. Правда, не в таком виде. Весь город Апатиты разбит на участки, на каждом участке — один продавец. Газету вам должны предложить всего один раз. Дело в том, что бывает, продавец не пришел в какой-то дом, и тогда в редакцию звонят и предъявляют претензии: почему нам домой газету не принесли? Тоже нехорошо.
Продавцов мы категорически инструктируем: не нарушать границы участков, не ходить по домам позже 21 часа, быть вежливыми и т. д. Злостным нарушителям вашего покоя мы можем больше не давать газет. Но дети есть дети. Мы приносим вам за них свои извинения, мы будем учить их и дальше, но единственный оптимальный выход из ситуации вы уже знаете: табличка на двери “Газету не предлагать!”.
С другой стороны, целыми днями (и зачастую ночами) без выходных и праздников к нам приходят люди со своими проблемами, со своими бедами. Мы не проявляем недовольства, всех принимаем, выслушиваем, стараемся всем помочь. Такая у нас работа — беспокоиться и беспокоить. И, может, в этом равновесии и есть залог того, что вам нравится наша газета, что вы читаете ее. Что в конечном счете и есть главное.
И по поводу алчности наших продавцов… Я лично не думаю, что ими движет именно это чувство. Они учатся работать. На всю жизнь. Они стараются выполнять свои задачи. Правда, забывают порой, что существуют ограничения, условия. И мы, и вы в этой учебе — их учителя. А как хорошо, когда учитель, помимо мудрости и опыта, одарен еще и терпимостью.
Искренне благодарны вам за письмо и за то, что вы читаете нашу с вами газету.
С уважением, Игорь Дылёв.