Вообще-то он не фотограф, а системный администратор, компьютерщик… Нет, если быть точным, он — юрист. Но недоучившийся…
С семи лет
Александр Орлов учился на юриста в Новгороде, в Великом. На его беду (или на счастье) в университете был хороший компьютерный класс с бесплатным Интернетом, и на третьем курсе Саша понял, что юриспруденция — не его дело, а вот компьютеры — то, что надо. И бросил учебу. И вернулся на Север. И женился. И дочь они родили. И собаку завели. И работает он системным администратором торговой сети «Ре-Монт».
Это трудовая биография. А фотография — его хобби, как он говорит. Началось оно в семь лет, когда папа с мамой (он так их называет) подарили Саше фотоаппарат «Смена» (я думал, только мое поколение со «Смены» начинало, Александру Орлову всего двадцать восемь). Что-то он пытался щелкать, но быстро фотоаппарат потерял. Потом был другой, потом папа разрешил ему пользоваться своим «ФЭДом-5». Кстати, он сейчас хочет найти такую камеру, чтобы поэкспериментировать. Он любит экспериментировать. Но по-настоящему Орлов увлекся фотографией лишь несколько лет назад, когда купил цифровую камеру.
Она у него несложная — «Сони» с пятнадцатикратным приближением. И не просто увлекся фотографированием, а именно — съемкой людей, лиц.
Скрытая камера
Есть два основных способа сделать портрет человека. Первый — классический, которым пользовались еще Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие корифеи (правда, за неимением фотоаппаратов им приходилось пользоваться кистями и краской). Но принцип тот же: посадить человека или поставить, тщательно осветить его и не торопясь щелкать, щелкать. Можно еще просить его изображать задумчивость, радость, печаль и прочее. Это так называемая постановка.
Другой метод: внезапная съемка, когда человек не видит, что его снимают. Это сложней, не только по технике — надо всегда держать аппарат и себя наготове, постоянно искать кадр, но и по этическим соображениям — объект может и возразить, да еще и не совсем культурно возразить.
Можно, да и нужно, спрашивать у человека разрешения. Но наши люди обычно напрягаются от такого вопроса:
— Это еще зачем?! Не надо меня никуда фотографировать! Ишь чего вздумал!
На Западе же — всегда пожалуйста, и улыбаются, и даже позируют. Но на Западе Орлов не бывает, а потому и не любит спрашивать, чтобы не напрягались. Он работает по принципу скрытой камеры. Если спрятаться негде, просит жену или дочь попозировать (сам люблю эту партизанскую тактику), снимает якобы их, но они прикрытие, в кадре — другой человек. Так сделаны практически все портреты Орлова. И большинство из них — очень удачны. И еще — почти никого из этих людей Орлов не знает лично и подписи к ним придумывает сам, по наитию.
— Саша, а почему именно портрет, а не пейзаж, не натюрморт?
— Так люди — самое интересное, они живые и все разные!
— А почему Вы не дали на конкурс ни одного снимка жены или дочки?
— Но они же для семейных альбомов!
Совершенно не секретно
И — как мы подводили итоги в этот раз. Если помните, летом мы приглашали художников и фотографов со стороны, и они оценили ваши и наши работы. Сейчас мы не решились отрывать людей от дел — все же канун Нового года — и определились сами.
В нижнем холле редакции повесили тридцать три портрета, оставили здесь список названий (без указания авторов), и каждый работник редакции — тоже больше тридцати человек — отметил галочками без количественных ограничений то, что ему нравится. Потом мы три раза все пересчитали и получили итог. Среди читателей больше всего баллов набрал Александр Орлов (особенно его работа «Инженер-химик»). Из команды «Дважды Два» на первое место вышла Таня Минина с портретом учителя фотографии Александра Меца. Орлов получил телевизор от магазина «Пин-Гвин», а Минина — часы из Швейцарии.
Что делать?
Если честно, нам конкурс понравился. Работ было много, и большинство из них — очень хорошего качества. Жаль, что не хватало места для публикации максимального числа, но тут ничего не поделать. Всем, кто участвовал — и фотографам, и моделям, спасибо от души.
Теперь мы ломаем головы, какой конкурс объявить дальше. Может, у вас есть идеи?
Поздравляю победителя!
Сам портреты незнакомых людей не люблю снимать, т.к. реально могут быть проблемы с использованием фото. Без согласия человека изображенного на фото, фотограф не имеет права это фото нигде использовать — смысл тогда снимать…
Другое дело когда человек видит, что его снимают и не против этого, или спортсмены/артисты на каких-либо соревнованиях или публичных выступлениях тут разрешение не нужно…