Двое и “Кукисвумчорр”

Журналист Михаил Мордасов в гостях в редакции “Дважды Два”.  Он приехал в Апатиты делать репортаж о самом коротком дне в году,  а заодно рассказал об интересном проекте, в котором недавно участвовал. Фото Елены Балабкиной.
Журналист Михаил Мордасов в гостях в редакции “Дважды Два”. Он приехал в Апатиты делать репортаж о самом коротком дне в году, а заодно рассказал об интересном проекте, в котором недавно участвовал. Фото Елены Балабкиной.

Михаил Мордасов — журналист-фрилансер, чьи фото с удовольствием публикуют крупнейшие российские и зарубежные издания. Родился в Великом Новгороде, там же учился в школе и закончил юридический факультет Новгородского государственного университета. Увлечение фотографией привело его в журналистику. Сейчас Михаил живет в Сочи.

Здравствуйте, я журналист

На самом деле в Апатиты Михаила привели совершенно личные дела. Но журналист всегда, даже в нерабочих поездках, найдет себе работу. Вот и Михаил Мордасов, раз уж оказался за Полярным кругом в самые короткие дни года, сразу нашел тему и принялся выяснять, как северяне живут в темноте и пытаются справиться с недостатком солнца.
Я рассказала ему все, что знаю из собственного опыта, подсказала, куда сходить, с кем встретиться. В результате Михаил побывал в профилактории “Изовела”, Центре здоровья детей и кабинете спортивной медицины в детской поликлинике, познакомился с нашими любителями зимнего плавания и со множеством интересных людей.
Естественно, я спросила, бывал ли он в нашем городе или в области ранее. Оказалось, не так и давно — в октябре. Но тогда Михаила Мордасова привели в Заполярье далеко не личные дела, а масштабный проект, в котором он участвовал. Проект назывался “Хребет России” — это 28-дневное путешествие Михаила вместе с американским журналистом Полом Ричардсоном. На автомобиле они проехали более пяти тысяч километров — от Никеля до Сочи.

Герои, изменяющие жизнь

“Хребет России” — это совсем не о географии, достопримечательностях и туризме. В таком случае Михаил и Пол путешествовали бы, пожалуй, по Уралу. Это — о людях, которые и составляют хребет России: предпринимателях, тренерах, учителях, обо всех тех, кто, изменив себя, изменяет жизнь людей вокруг — от близких до совершенно незнакомых, и жизнь в стране в целом. Чтобы она стала лучше.
Европейская часть России, по мнению автора проекта Пола Ричардсона, тоже в полной мере “хребет”, ведь именно здесь живет больше половины населения России и сосредоточены наиболее значимые экономические объекты. Пол Ричардсон — издатель, редактор и журналист. Он часто бывает в России, в 90-е годы жил в нашей стране. Он президент “Russian Information Services” — мировой компании, которая специализируется на выпуске изданий о России на английском языке. Именно эта компания купила и продолжает выпускать журнал “Russian Life” (бывший “Soviet Life”), он выходит уже 58 лет. Пол Ричардсон прекрасно владеет русским языком — переводит статьи, рассказы и литературные произведения. Так что языковой барьер с самого начала успешной работе двух журналистов — американского и русского — помешать не мог.

— До проекта “Хребет России” мы с Полом были знакомы заочно, — рассказывает Михаил Мордасов, — увиделись и впервые пожали друг другу руки только в октябре 2015 года, когда начали работать вместе. А вот с редактором журнала “Russian Life” по России я был знаком лично, это она предложила опубликовать в журнале мой фоторепортаж из Крыма. И когда Пол решил реализовать “Хребет России”, посоветовала меня в качестве фотографа и напарника.

Про деньги

Деньги на 28-дневное путешествие от Никеля до Сочи и на книгу, которая станет результатом проекта (она так и будет называться — “Хребет России”, а выйдет весной 2016 года), Пол и Михаил… попросили у всех, кому это интересно. Сайт kickstarter.com предоставил им площадку для сбора средств, а 320 человек пожертвовали деньги, от 10 до 1500 долларов. Большая часть добровольных спонсоров уже купили книгу, которая еще не вышла, можно сказать авансом. Всего удалось собрать чуть больше 26 тысяч долларов, небольшой процент заплатили сайту за услуги, определенную сумму — за подготовку книги для печати, остальные деньги пошли на путешествие. Ну и, конечно, у проекта были спонсоры, в том числе сеть отелей “Азимут”, автоконцерн “Фольксваген” (он предоставил автомобиль “Поло”), фирма “Никон”.

В нашей области

28 дней двое мужчин ехали в автомобиле, останавливались в различных городах, городках и поселках, встречались с людьми, много снимали. Снимать любят и умеют оба. Их маршрут начался в Киркенесе, по территории России — от поселка Никель, затем они отправились в Мурманск, посетили Мончегорск, Апатиты, Кировск, Кандалакшу, задержались у знака Полярного круга, а потом сделали остановку в Петрозаводске. Дальше — Старая Ладога, Санкт-Петербург, Новгород, Валдай, Тверь, Москва, Тула, Орел, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Это, конечно, самые крупные остановки, были и другие. С самого начала журналисты хотели по трассе Е-105 ехать из Киркенеса в Ялту. Но обстановка на востоке Украины вынудила перекроить маршрут.

— Михаил, как вы готовились к путешествию, как находили и выбирали людей, с которыми встречались?

— Пол кидал идеи, я искал подходящих людей, договаривался о встречах за день-два до приезда в город. Это было довольно сложно, потому что встречи иногда срывались, и приходилось искать героев спонтанно, прямо на месте. Из-за плотного графика нам обычно удавалось сделать одно-два интервью в день.

— Ваши с Полом впечатления о городах и людях чаще совпадали или, наоборот, вы расходились во мнениях?

— Чаще совпадали, и это плохо. Для книги плохо. Интереснее были бы полярные мнения. Большую часть текстов будет писать Пол, кое-что и я тоже.

— Какие регионы оставили самые яркие впечатления?

— Те, с которых мы начали, ведь мы были бодры, сил в начале пути было много, интерес огромный. К концу третьей недели мы невероятно устали, и впечатления поблекли.

— Тогда расскажите, с кем вам удалось встретиться у нас, в Мурманской области?

— В Никеле это был молодой чиновник, человек по-хорошему амбициозный, с верой в будущее, и девушка — хозяйка салона красоты. В Мурманске — владелец рыболовецких судов, единственный частный предприниматель в этой отрасли в области. И еще Наталья, руководитель творческой студии “Mr. Pink”, которая пытается реализовать классную идею зарабатывать деньги своим творчеством. В Мончегорске мы встречались с директором музыкальной школы. Мы специально выбрали в промышленном городе героя, никак с промышленностью не связанного. А в Кировске мы общались с Марком Смирновым, тренером по боксу. Марк оставил о себе яркие впечатления, у него превосходное и очень оригинальное чувство юмора.

К большому моему удивлению, в Апатитах журналисты ни с кем не встречались. По словам Михаила, и времени не хватило, и воспринимаются оба города как один. А жаль. Мне кажется, что на встречу, например, с мастером полярных сияний Валентином Жигановым гостям стоило бы найти пару часов. Зато именно в Кировске “Фольксваген”, на котором Михаил и Пол путешествовали, обрел имя.

— Мы сразу задумались над тем, чтобы дать машине имя, но нашли его именно в Кировске. Ехали по дороге и вдруг увидели указатель на Кукисвумчорр. Это слово так нам понравилось, что машину нашу мы так и назвали — “Кукисвумчорр”.

Кстати, именно в начале путешествия “Кукисвумчорру”, Полу и Михаилу достались самые хорошие дороги. Нашу трассу “Кола” Михаил особо отметил, говорит — она лучшая их тех дорог, по которым им удалось проехать.

Самые яркие встречи

— Михаил, кто из людей, с которыми вы общались в рамках проекта, произвел самое грандиозное впечатление? Кого вы с Полом потом дольше всего вспоминали и обсуждали?

— Да, есть два таких человека, и оба — из Петрозаводска. Один из них — Вадим Маркелов, хозяин предприятия по производству спортивных тренажеров, в том числе уличных спорткомплексов, гантелей, штанг. По образованию химик, он начинал с маленького предприятия, а сейчас руководит тремя заводами. Было сложно договориться с ним о встрече. Но Вадим оказался человеком удивительно разносторонним. Сам придумывает и разрабатывает тренажеры, а теперь еще и приборы для нетрадиционной медицины. А еще сам варит варенье. Когда мы после экскурсии по предприятию остались побеседовать в кабинете, он вынес нам трехлитровую банку морошкового варенья, вкуснее мы с Полом никогда не пробовали. Всех секретов, конечно, не раскрыл, но объяснил, что варенье получается вкусное, если его не кипятить часами и не добавлять слишком много сахара.
Но больше всех нам понравился Валентин Сватовой. Его бизнес — производство десертов и пирожных. Открытый, позитивный, добродушный человек, у которого все в жизни — по закону и по правде. Пол даже сказал, что если бы он когда-нибудь решился переехать в Россию, то поселился бы именно в Петрозаводске, чтобы как можно чаще общаться с Валентином.

Несмотря на то, что четырехнедельная езда по России отняла у участников проекта много сил, они уже думают о том, чтобы продолжить интересный опыт другими проектами.

— Мы хотели бы, чтобы проект на этом не закончился, а стал серией публикаций и книг. Решили, что будем двигаться с востока на запад, из России через Европу в США. Следующий в наших планах — “Хребет Норвегии”.
Помимо проекта, у меня есть и собственные планы. Сейчас мы живем в очень своеобразный и важный период для нашей страны, и я хочу успеть запечатлеть исторические изменения, происходящие вокруг нас и с нами.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *