Ровно сто лет назад в наших краях происходили важнейшие для страны события. Этим событиям посвятил свое эссе Петр Константинович Скуфьин, ведущий научный сотрудник Геологического института КНЦ РАН.
На первый взгляд — какое отношение к истории нашего многострадального государства имеет крошечная станция на северной ветке Октябрьской железной дороги, с населением всего несколько десятков человек, живущих в бревенчатых домах с печным отоплением и едва сводящих концы с концами в наше нелегкое время? Тем не менее я считаю, что название этого железнодорожного поселка должно быть глубоко впечатано в головы наших современников и их потомков, не менее глубоко, чем название подмосковной деревушки Бородино. Россия должна быть глубоко признательна и благодарна тем безвестным и скромным труженикам, жившим, трудившимся и погибавшим здесь на благо России ровно сто лет назад. Эти люди своим подвигом смогли во многом определить судьбу нашей страны.
В лихие ельцинские 90-е годы значительно снизилась реальная заработная плата у сотрудников Российской Академии наук. Многие сотрудники искали возможность дополнительного заработка. Меня приняли на временную работу учителем немецкого языка в школу на станции Имандра. Каждую субботу я электричкой добирался до станции к началу занятий, а вечером возвращался домой.
Внушительное каменное двухэтажное здание школы стояло на пригорке. Выстроено оно было еще до войны, причем с любовью к детям и даже с некоторым размахом: паровое отопление (котельная в подвале школы), огромные окна, высокие потолки, широкие лестницы, просторные классы, прекрасно оборудованная кухня, которая позволяла в обширной столовой спокойно накормить человек двести. В девяностых школа переживала не лучшие времена, учащихся было всего 27 человек, и в просторных классах за партами меня слушали человек пять-шесть, не больше.
В ожидании вечерней электрички я ходил по территории станции и всюду, особенно в прибрежной полосе, видел бетонные фундаменты многочисленных построек и сооружений. А на маленьком островке напротив станции видны были развалины небольшого кирпичного завода. Я заинтересовался прошлым этого поселка и в трудах известного мурманского историка Алексея Алексеевича Киселева прочел удивительные вещи.
Мне, как геологу, много лет работавшему на просторах Кольского края, проще всего было бы рассказать о роли этого поселка и многих других поселков Прихибинья в открытии и освоении богатейших месторождений Хибинских гор. Открытие Хибинского гиганта стоит в одном ряду с освоением нефтегазовых месторождений Сибири, угольных месторождений Кузбасса и железорудных месторождений Курской магнитной аномалии. В крупнейшем Хибинском массиве нефелиновых сиенитов сосредоточены невиданные по запасам в мире залежи апатита, нефелина, титанового сырья, редких и рассеянных элементов. Несколько лет назад группа финских экспертов с изумлением констатировала, что для комплексного освоения минеральных богатств Хибин недостаточно усилий России или даже Соединенных Штатов Америки. Здесь необходима концентрация усилий всего мирового сообщества — в Хибинах должен стоять еще десяток таких городов, как Кировск и Апатиты, с многопрофильным и специализированным использованием богатейшего ассортимента полезных ископаемых Хибин. Природа подарила бывшей Советской державе уникальный объект — это все равно что дать бедному человеку золотой самородок размером с избу и сказать: используй его! Бедняга будет лишь по кусочку отсекать от этого самородка для сиюминутных нужд, даже не помышляя о полном использовании свалившегося на него богатства.
Именно поселок Имандра, расположенный в районе выхода крупного ущелья Географов к железнодорожной магистрали и к озеру Имандра, планировалось в будущем использовать как площадку для строительства поселка городского типа, новой обогатительной фабрики и других объектов, связанных с освоением Хибинских месторождений Северо-Западного узла — Куэльпора, Партомчорр-Лявочорра, Валепахк-Намуайва.
Однако это все — в далеком будущем. А вот поселок Имандра еще за сто лет до наших дней заслужил себе бессмертную славу. Что же происходило тогда в России и во всем мире?
…Бушевала первая мировая война, к которой страна не успела толком подготовиться. Запасы военного снаряжения таяли. Нужно было полтора миллиона снарядов ежемесячно, а свои заводы выпускали только полмиллиона. Нужны были винтовки, пушки, автомобили. Но главное — пулеметы! Армия истекала кровью с “трехлинеечками” против ощетинившихся пулеметами немецких окопов. Громадные заказы на вооружение, прежде всего на снаряды и тяжелое автоматическое оружие, были размещены за рубежом — на восемь миллиардов рублей! Срочно нужна была железная дорога к незамерзающему Баренцеву морю. Русские забыли про “авось да небось”, забыли про слова Бисмарка: “Русские медленно запрягают, зато потом быстро скачут!” Царь и его министры показали образец оперативной и четкой работы. В декабре 1914 года правительство решило строить Северную магистраль.
Окончание — в следующем номере.
Фотографии из “Московского журнала” №4, 2004 год. Их автор — Сергей Михайлович Прокудин-Горский, русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Русского технического и Русского фотографического обществ. Внес значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель “Коллекции достопримечательностей Российской империи”.
Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю в России фотоэкспедицию — на недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова.