Здесь русский дух

Мы смогли сфотографировать не всех создателей и хранителей музея. На фото Лидия Кузнецова, Лариса Мечкина и Олег Лаюров.

“Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга…” Многие дети любят Федору Корнея Чуковского, но наверняка лишь единицы знают, что же это такое — кочерга. В музее на улице Сосновая ее не только покажут, но и объяснят предназначение этой чугунной палки с загогулиной.
Спасибо маме

Убранство русской горницы собирали по частям. Есть очень старые экспонаты, а есть уже новые, стилизованные под старину вещи.

Берестяной короб из Карелии стал первым музейным экспонатом коррекционной школы №19. С ним еще в начале 2000-х годов ходили в лес за грибами и ягодами. Но хозяйка музея, Лидия Кузнецова, с трудом уговорила родственников отдать его, когда задумала создать музей русского быта. Сейчас, кроме короба, в коллекции масса удивительных старинных вещей — гордость школы и, пожалуй, всего города.
В 2004 году музей отметит десятилетие. После того, как в сентябре школу-интернат объединили со школой №7 (у них теперь общий директор), у музея появилась возможность увеличить площади, а также выделить место для выставки творческих работ учеников. И теперь это двухкомнатное помещение — настоящее раздолье для демонстрации образцов народной культуры, оформленное с душой и знанием русской старины.

— Моя мама была учителем истории, — говорит Лидия Кузнецова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. — Это она привила нам с сестрой любовь к родине, к предметам декоративно-прикладного искусства русского народа.

Сестра Лидии Ивановны — Наталья Казакина — тоже работает в школе, преподает труды, малярное дело. Вместе они привезли из Ивановской области немало рукотворных вещиц — ходили за ними на местные рынки, к бабушкам по домам. Благодаря им в музейной коллекции появились вязаная крючком скатерть, которой 150 лет, самотканые полотенца, шторы, льняные сарафаны, кофты. Они сейчас наполняют так называемый “бабушкин чемодан” — расписной сундук, который украшает стилизованную русскую горницу.

Педагоги-мастера

Бабы, кони, мужики. Дымковская игрушка - яркая, наивная и добрая.

В этой горнице все, как в старые времена. Лидия Кузнецова помнит, что примерно так же выглядел дом бабушки в Рязанской области, куда ее ребенком отправляли в пятидесятые годы. Здесь есть кровать с кружевными подзорами и вышитыми подушками, детская люлька, две прялки из Вологодской губернии, стол с самоваром и лавками, утюг с “кружевной” металлической подставкой.
На стене — фотографии родственников, сделанные в начале прошлого века, а на полу — домотканые коврики, лапти и игрушечный кот в углу возле печки. Рядом мешочки засушенных трав (ромашка, зверобой, чабрец, липа и другие) — то, чем обычно лечились в русских деревнях.

— Детям здесь очень нравится, — говорит Лидия Ивановна. — Они узнают много нового о том, как жили их предки. Здесь же, за столом, у нас иногда проходят уроки чтения, развития речи. Музыкальный руководитель разучивает здесь с детьми припевки, колядки, песни, игры. Они любят это место еще и потому, что сами принимают участие в оформлении музея. Видят свои работы и радуются. Вот, к примеру, свадебный набор невесты — платочки с голубками. Девочки вышили их под руководством учителей.

О педагогах-трудовиках Лидия Кузнецова говорит с особой гордостью. Дело в том, что в школе для детей с отклонениями в умственном развитии уроки технологии бывают чаще, чем в других общеобразовательных заведениях. Дети изучают здесь малярное, столярное, швейное дело. Далеко не каждый педагог может создать условия для творческого выражения ребенка. Это под силу лишь настоящим учителям. Лидия Кузнецова говорит, что в их школе — только такие. Это Нина Шершун, Светлана Шевченко, Наталья Казакина, Лариса Мечкина и Олег Лаюров. Олег Юрьевич, к примеру, инженер по образованию, но уже много лет преподает детям труд. Он умеет работать с деревом — любит это занятие. И все музейные деревянные игрушки и мебель — его работы и работы его учеников.

Глаза разбегаются!

Вологодские прялки. Старинные, настоящие.

Следом за горницей — небольшое подворье. С плетнем и макетом настоящей русской бани. А рядом — уголок народных ремесел. Чего здесь только нет! Гжель и хохлома — авторские и стилизованные работы, настоящие жостовские подносы, дымковская и каргопольская игрушка, палехская миниатюра, ростовская финифть, красносельская скань, павловопосадские платки, вышивка, изделия из соломки — в общем, красота неописуемая! А рядом с экспонатами — описание всех видов народного творчества.
И еще отдельная книга — о русских народных праздниках. Как нам с коллегой показалось, судя по количеству экспонатов и информации, уроки здесь можно проводить целый год, не выходя из музея. По крайней мере, мы покидать его не хотели.
Но уйти пришлось, потому как Лидии Кузнецовой не терпелось показать нам второе помещение музея — сменную выставку творческих работ школьников и педагогов. Здесь мы остались еще на время — ну очень красиво!
На самом деле музей русского быта школы №7 — не закрытое учреждение. Уникальные экспонаты здесь готовы показывать всему городу. Экскурсии бесплатные. Нужно лишь позвонить заранее Лидии Ивановне по телефонам 6-19-00 или 6-19-64. Единственное пожелание — группы должны быть не больше 15 человек.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *