Искусство от Бога

В Апатитах живет и творит настоящий мастер иконописи

В руках Светланы одна из ее последних работ - мерная икона. Высота такой иконы равна росту новорожденного. Фото Екатерины Ананьевой. Светлана Наумова — профессиональный иконописец. Уже почти 15 лет она рисует лики святых, а когда жила в Курске (Светлана с мужем приехали в Апатиты в октябре прошлого года), преподавала в иконописной школе.

Летала в Лавре

— Я училась в Московской духовной академии, — рассказывает Светлана. — Попала туда случайно. Тогда я была далека от церкви и религии, заканчивала художественно-графический факультет Курского университета. На последнем курсе моя мама нашла правила поступления в духовную академию, предложила попробовать.

Светлане идея понравилась и она начала готовиться — будущим студентам нужно знать молитвы, тропари, новый и ветхий заветы. Девушка попросилась в храм петь на клиросе, это учитывалось при поступлении.

— Когда я впервые приехала в академию, я просто летала, — рассказывает Света. — Поняла, что это то, что мне нужно. Я познакомилась со старшими ученицами (был только третий набор для девушек), задавала наивные вопросы. А поступать поехала в августе, и у меня все получилось.

Студенты духовной академии жили в Троице-Сергиевой лавре, в удивительной атмосфере, где в кельях бойницы вместо окон, а рядом старинная сушильная башня. По словам девушки, в академии учиться и жить не сложно, наоборот — интересно.

— Я в Лавре впервые попала на Пасхальную службу, — говорит Светлана. — И мне просто хотелось прыгать от радости, такие удивительные были ощущения.

Академия — закрытое учебное заведение с обязательными утренними, вечерними, субботними и воскресными службами. Но мы могли работать с настоящими, древнерусскими иконами из музеев Лавры, делать с них копии.

Размером с дверь

Студенты в академии сами делают краски из растертых природных минералов (например, лазурита и малахита), с добавлением яичной эмульсии (ее получают, смешивая желток с белым вином). У таких красок совершенно другой цвет — более насыщенный, яркий, и совсем иная структура.

Учили студентов академии и сложной процедуре золочения:

— Когда только начинали работать, было страшно. Кладешь слой золота, заливаешь олифой, а золото начинает расплываться — работа испорчена! Мы в крики, слезы: «Все брошу, какой из меня специалист». А наставник подойдет, все спокойно поправит, расскажет, что надо делать. Теперь это рядовая процедура.

Дипломы выпускникам академии выдавал сам Святейший Патриарх Алексий. А специальный чин посвящения прошел в женском монастыре в Хотьково, под Москвой. Там над каждым студентом прочитали специальную молитву и благословили на творчество. Для этого женского монастыря студенты делали и дипломные работы: Светлане нужно было написать икону Василия Великого размером с… комнатную дверь. Изображение трескалось, не получалось, сложно было золотить громадную поверхность, но Светлана справилась — привлекла к работе студентов младших курсов.

После окончания академии девушка вернулась в Курск и преподавала в иконописной школе. А потом встретила своего будущего мужа, Андрея, и приехала с ним в Апатиты. Сейчас Светлана работает дома, пишет иконы на заказ.

Сложнейший процесс

Написание иконы — дело дорогое и сложное. Во-первых, нужна специальная древесина. Лучше всего подходит липа, Света ее специально заказывает в Курске.

Липа — дерево особенное. Она очень мягкая, легкая, ее просто обрабатывать. Доски под икону  склеивают, обрабатывают раствором желатина.

Потом наносится паволока (используют обычную марлю), а сверху — грунт. Десять тончайших слоев наносят рукой, еще пятнадцать — шпателем. Грунтуют древесину смесью мела и желатина. Даже мел нужен непростой — лучшим считается белгородский.

— Грунтование — особенно важный этап, — рассказывает Светлана. — Изменение температуры или малейший сквозняк и икона начинает трескаться. Тогда приходится смывать и заново все наносить.

После грунтования начинается «прорись» — нанесение изображения святого. Ее может сделать сам иконописец или списать с древних икон, но для каждого изображения есть свод требований — канонов.

— Например, сейчас я рисую Александра Невского, — продолжает Светлана. — Его можно изобразить как воина, а можно как князя, в княжеских одеждах. Допускаются отклонения в иконах Новомученников — святых, которых канонизировали после 1918 года. Их изображают как на прижизненных фотографиях. Отсебятины в работах быть не должно.

Особый этап работы — золочение. Его делают тончайшими пластинами сусального золота специальными лопаточками, иначе листик моментально прилипает к руке. Можно полностью покрывать золотом фон, или золотить лишь отдельные части изображения — например, нимб. Готовое изображение покрывают натуральной льняной олифой. Ее производят сейчас только в Прибалтике.

— Для меня самый сложный и интересный этап работы — рисование лика, — говорит Светлана. — Делаю я его в особой технике «Плави». Рисунок наносится не мазками, а лужицами. Сначала фон, а потом небольшие лужицы краски — от самого светлого места, все шире и шире. Эту технику использовали еще древние иконописцы. Получается интересная фактура, светящийся лик.

Сколько икон написала Светлана за свою жизнь, она не знает. Говорит, одних только «курских коренных» около тридцати. Любит Светлана писать семейные иконы, когда вместе изображаются святые каждого члена семьи.

Сейчас девушка делает мерные иконы (при рождении в семье младенца), венчальные иконы, выполняет небольшие заказы. Но работы у нее здесь меньше, чем в Курске. Поэтому хватает времени и на творчество — вышивку крестом и лентами, декорирование мебели. А еще Светлана хочет попробовать расписать иконостас. Пока на такую работу ее не приглашали, но если появится возможность, обязательно с удовольствием возьмется за дело.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Искусство от Бога

В Апатитах живет и творит настоящий мастер иконописи”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *