Станем ближе к Европе

Лиза Котлова в этом году заканчивает школу. В какой вуз поступать, она еще точно не определилась. А пока родители решили записать Лизу на подготовительные курсы. И тут выяснились обстоятельства, которые озадачили будущую студентку и ее родителей.

Стандарты

— Оказалось, что теперь не будет специалистов, — рассказывает Елена Котлова, мама Лизы. — Оставили только бакалавриат и магистратуру. Нам сказали, что “узкие” специалисты остались только на горном и юридическом факультетах. На последнем, кстати, нет бюджетных мест! Вот мы и призадумались, что теперь делать?

Действительно, в этом году все российские вузы должны перейти на систему двухуровневого образования, которую приравнивают к европейским стандартам. Сами стандарты изложены в Болонской декларации, которую в 1999 году подписали 29 европейских стран в итальянском городке Болонья (отсюда и название). Сделали это с целью сблизить системы образования, существующие в Европе.

Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года. Именно с этого момента и стали в вузах страны вводить основные принципы системы, один из важнейших моментов — переход на двухуровневую (бакалавр и магистр) систему высшего образования.

Что она дает? Возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Подразумевается, что для студентов это шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к будущей профессии.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, полагает, что потребность в тех или иных специалистах на несколько лет вперед предсказать невозможно. Поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата как базы наиболее предпочтительно, чем подготовка “узких” специалистов.

Тем не менее по ряду направлений, таких, как горное, лингвистическое, медицинское и военное, подготовка останется одноуровневой, здесь по-прежнему будут готовить специалистов.

Это выгодно!

Некоторые вузы страны уже давно работают по Болонской системе. Вера Дитятьева, выпускница апатитской школы №6, — студентка как раз такого.

— Я поступила в Москве в Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” на отделение “Востоковедение”, — рассказывает Вера. — Учимся мы не по семестрам, а по модулям. Если раньше студенты сдавали две сессии, в конце каждого семестра, то у нас — четыре модуля и четыре сессии.

Студенты этого вуза даже присказку “От сессии до сессии живут студенты весело” переделали в “От сессии до сессии у нас еще две сессии”. Вера говорит, что учиться так тяжело, но интересно. У каждого студента — свой рейтинг, и чем он выше, тем лучше. Складывается он из многих составляющих: как работает студент на занятиях, как посещает лекции, какие оценки получает. Кстати, оценочная система в этом вузе не пяти-, а десятибалльная. По мнению Веры, это делает оценку более объективной.

— Не всякая пятерка — пятерка, — улыбаясь, говорит девушка. — Те, чей рейтинг наиболее высок, имеют преимущества. Для бюджетников это повышение стипендии почти в два раза, для тех, кто на платном отделении — скидка до ста процентов.

Вера Дитятьева считает, что обучение по Болонской системе выгодно, так как диплом работает на человека.

— Диплом международного образца — это удобно, — говорит студентка. — Его, кстати, выдают на русском и английском языках, и подтверждать диплом в Европе не надо. И если человек получил такое образование — это говорит о многом!

Как именно переходят на Болонскую систему образования в вузах нашего города и что поменяется в условиях поступления и обучения в них, читайте в ближайших выпусках “ДД”.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *