Трехлетняя дочь коллеги стала невыносимо упряма, моя дочь-подросток все время ворчит, а племянница знакомой, уже взрослая девушка, извела всех переменами своего настроения. Что это — дурной характер, свойства темперамента или переходный возраст?
Кризис трех лет
Лизоньке скоро три года. Она непоседлива, любопытна и шаловлива. Ну как тут усидишь на месте, когда вокруг столько интересного? Надо и порисовать, и книжки почитать, и лопаткой покопать, и мамины туфли примерить…
Маме Лизы сейчас нелегко. Но не потому, что дочка утомляет своей активностью, просто Лиза стала ужасно противоречива и упряма.
Вот вчера, например, мама пришла за Лизой в детский сад. Дочка обрадовалась, но идти домой отказалась. Лизе хотелось еще немного поиграть, потом покопать, потом побегать. Никакие уговоры и доводы не действовали. Уже разошлись все дети. Тогда терпение мамы лопнуло, она взяла дочь на руки и под ее крик и плач унесла домой.
В выходные Лиза проснулась в прекрасном настроении. Назвала маму «своей любовью», с удовольствием встала, оделась, щебетала, собиралась поесть кашу и почитать книжки. Ангел да и только! Мама еще и кашу не успела подать, как настроение дочки резко изменилось. Книжки полетели на пол, на просьбу поднять она отреагировала еще агрессивнее — стала топтать их ногами, приговаривая: «Не буду поднимать! И кашу есть не буду! Не буду!»
На днях Лиза торопилась с прогулки домой — должен был прийти друг Ваня в гости. Встретила она его в верхней одежде. Девочка отказывалась разговаривать и раздеваться после улицы, насупившись, сидела в кресле. Что изменило ее настроение, неизвестно.
Мама Лизы старается не обращать внимания на выходки дочки. А воспитательница в саду сказала, что возраст такой — кризис трех лет…
Переходный возраст
Маша никогда не доставляла особых хлопот своей маме. Наоборот, удивляла своей рассудительностью и усидчивостью. Например, когда девочке было всего два года, она могла пару часов подряд рассматривать книжки и ни о ком не вспомнить.
— Если мне с утра хотелось еще немного поспать, я усаживала маленькую дочку на диван, так, чтобы она оказалась между мной и стенкой, давала ей книги и спокойно спала, — поясняет мама Маши. — И хотя это может показаться безответственностью с моей стороны, я на тот момент изучила дочь и знала точно, что она никуда не залезет и ничего не натворит.
Маша не закатывала истерики в магазинах, если мама не покупала приглянувшуюся игрушку, лишь спрашивала: «Ну потом ты ведь купишь мне такую?» Могла спокойно отказаться от предлагаемой конфеты — у нее ведь аллергия.
С Машей было легко договориться. Обычно смышленая девочка выслушивала аргументы взрослых и соглашалась с их доводами. Золото, а не ребенок!
Маше сейчас тринадцать. Вот уже год, как идиллия в семье закончилась. Маша всем недовольна — книги неинтересные, фильмы дурацкие, музыка отстойная, брат бесит, мама не понимает, одеться не во что, и вообще все вокруг дураки!
Мама Маши устала от вечного недовольства дочери, но пытается сдерживать упреки. А как же иначе? У дочки переходный возраст наступил, надо переждать.
Переменчивая Катя
Кате уже семнадцать. Казалось бы, переходный возраст позади, но… Настроение девушки за день меняется бесконечное количество раз. И если поначалу родные пытались помочь Кате разрешить проблемы и неурядицы, зачастую мнимые, из-за которых и портилось ее настроение, то теперь не хотят даже слушать о них.
— Отдыхали на море, — рассказывает Катина тетя, — племянница весь отпуск не давала покоя. Придем с утра на пляж, и начинается — солнце жаркое, противное, ветер неприятный, песок гадкий липнет, и разве с такими волнами поплаваешь? И вообще нечего здесь делать!
На следующий день все меняется на диаметрально противоположное мнение — солнышко в радость, ветерок освежает, песочек хорошенький, мягонький, и на волнах так приятно покачаться…
Настроение Кати может испортиться от всего — у кого-то новая блузка, бабушка позвонила не вовремя, мальчик не так посмотрел, подруга не то сказала. А может просто заявить, что ей плохо, хотя причин, как сама говорит, для этого нет.
— У меня катастрофически не хватает сахара в крови! — сообщила на днях Катя.
По словам тети, это значит, что нужно сбегать в магазин и купить сладенького, иначе настроение будет испорчено.
Близкие Кати говорят, что понимают, отчего она может так себя вести — выпускной класс, экзамены впереди, большие умственные нагрузки… Только это не помогает понять, что делать с Катиными перепадами настроения. Как ей помочь с этим справиться и обеспечить менее нервную жизнь себе?
Сколько их?
Сидим с подругами Светой и Леной, чаевничаем. Откусывая печенье, Светка, как всегда, заводит свою «старую песню о главном», о муже:
— Вот козел, опять дома не ночевал! Ну нет никаких сил больше терпеть такое. Что мне делать?
На что Ленка тут же находит ответ:
— Да не расстраивайся ты так! Вы же пятнадцать лет вместе, а это, как известно, критический рубеж. У всех пар в этот период начинаются неурядицы. Потерпи, все наладится.
Уверена, вы и сами не раз слышали подобные объяснения. Хамит? Ну как же, у него нелады на работе, творческий кризис, так сказать. Запил? И тут все понятно — это кризис неудовлетворенного человека. Места себе не находит, разочаровался в себе? Это кризис среднего возраста. Понятно, что и женские «бзики» частенько объясняют кризисом разного порядка.
Интересно, сколько кризисов случается за жизнь? И есть ли действительно кризисы трех лет и среднего возраста? И какие есть еще?
«Кризис», пожалуй, сейчас самое модное слово. Отчего так происходит, не пойму. Пойду лучше выпью чаю с сухарями, а то у меня случился переходный период из сытого состояния в голодное. Надо успеть перекусить, пока у меня кризис желудочно-кишечного тракта не наступил!
Мнение специалиста
Действительно, возрастных кризисов в жизни много. Эриксон выделяет следующие: кризис одного года, трех лет, латентный, подростковый, юношеский, кризис молодости, взрослости и зрелости.
Развитие личности — динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти, а кризисы — это узловые точки развития. Личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего в этих точках. Как человек справляется с решением основного конфликта стадии, влияет на то, как он справится с конфликтом последующей стадии.
Например, суть кризиса трех лет — «Я сам». Успешное разрешение его формирует такие качества, как автономия, самостоятельность, а неуспешное — неуверенность, сомнение. Если ребенок в этом возрасте не отстоял свое право на автономию, был слишком послушным, то в дальнейшем подростковый кризис может происходить более драматично.
Кризис молодости призван решить задачу «Могу ли я полностью себя отдать другому человеку?», и успешное решение его приводит к возможности построения близких отношений, в противном случае — к изоляции.
Кризис взрослости при благополучном исходе ведет к творческому взлету, при неблагополучном — к застыванию и стагнации. Если все кризисы преодолены успешно, то последний — кризис зрелости — дает чувство завершенности, полноты жизни и мудрости, а если нет, то появляются страх смерти, отчаяние, безысходность.
Не надо бояться возрастных кризисов. Кризис — это вызов, который бросает жизнь, проверка правильности курса, пересмотр жизненных ценностей, так сказать, инвентаризация. При правильном отношении он может быть подарком, который дает нам больше возможностей и приносит больше радости.
Психолог Татьяна Дьяченко.