Недавно в Москве прошел Совет судей России. На нем обсуждали тему безопасности и правила поведения судей. Участником Совета стала и Татьяна Шевченко, председатель Кировского городского суда.
Без фамилий
— С 1 июля в силу вступил Федеральный закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности суда в РФ”, — говорит Татьяна Андреевна. — В нашем регионе уже созданы условия, отвечающие этому закону. Так, на сайте Кировского суда размещена вся информация о нашей деятельности, есть статистика, акты, судебные решения. Но нет категории дел, связанных с государственной безопасностью, половыми преступлениями, делами семейного характера, к примеру, при усыновлении. Изъяты и персональные данные, поэтому нет фамилий, адресов.
Много лет назад была ситуация, когда судья Татьяна Шевченко получила отвод при рассмотрении дела. Поводом стал незначительный на первый взгляд факт — она часто покупала продукты в магазине, где заведующий оказался ответчиком по делу.
— Сейчас нам предложили новый Кодекс судебной этики. Он еще более жестко определяет правила поведения сотрудников суда не только в работе, но и вне ее. Судья — человек не публичный и даже изолированный, То, что позволено другому человеку, не позволено ему. Особенно это актуально в условиях небольших городов, где все друг друга знают. Поэтому приходится общаться с очень ограниченным кругом людей, чаще всего своими же коллегами. Но даже за чашкой чая мы не можем говорить о делах.
— А о чем же говорите?
— Как нормальные люди — о семьях, детях, увлечениях, книгах, передачах. Тем достаточно.
— А с коллегами в Москве обсуждали рабочие проблемы?
— Да, проблемы везде примерно одинаковые. Прежде всего недостаток кадров, безопасность работников суда. Статистика ведь неприятная — в прошлом году в стране погибли три судьи, а покушений на работников суда было гораздо больше. Бывают попытки пронести оружие в помещение суда. Конечно, в самом здании отлично налажена система охраны, есть пропускная система. Но никто не гарантирует безопасности на улице, возле подъезда дома и т. д. Недавно в нашем суде был прецедент, когда один мужчина, осужденный за злостную неуплату алиментов, угрожал судье, пришлось обращаться в правоохранительные органы.
Уровень невысок
— Вы упоминали о дефиците кадров, что удивляет при таком количестве выпускников юридических факультетов.
— К сожалению, уровень знаний не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к работнику суда. А во время стажировки человек сталкивается с огромным объемом работы, жесткими сроками исполнения и понимает — это не для него. Я на днях принимала экзамены у студентов пятого курса юридического факультета и, не скрою, в некоторых случаях была разочарована.
— Возвращаясь к доступности судов — что еще нового в работе Вы можете отметить?
— Принят закон, который позволяет получить гражданину компенсацию в случае, когда нарушен разумный срок в судопроизводстве. Это исключает возможность искусственно затягивать процесс, если нет чрезвычайных или непредвиденных обстоятельств. В общей практике разумным сроком признаны два месяца для федерального суда и месяц со дня подачи заявления мировому судье.
Из рассмотренных Кировским судом в 2010 году 680 гражданских дел лишь два оказались с нарушением срока. В целом я считаю, что судебная система продолжает развиваться в направлении демократии и государство немало делает для достойной деятельности судов. И если человек все же выбрал этот путь, то должен трудиться, осознавая свою ответственность.
Валяюсь. Фраза ТО ЧТО ПОЗВОЛЕНО ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ,НЕ ПОЗВОЛЕНО ЕМУ.меня прибила. Интересно. Все помнят фотографию автомобиля судьи стоящего на газоне опубликованную в газете Автоклуба. Где та газета… А как наказали судью? Неужели его казнили?
Да, прикольно!