Рождали истину в спорах

Апатиты. 15 сессия горсовета хоть и проходила дистанционно, получилась весьма живой

“Коллеги, сегодня была очень интересная сессия! Наконец наш коллектив оживает, мы обсуждаем и спорим. А в споре, как известно, рождается истина. Спасибо всем!” — это в конце сессии депутатов городского Совета сказал депутат Сергей Бурсов. И с его словами невозможно не согласиться — заседание было на редкость информативным. О чем и с кем спорили народные избранники?

Стабильно рентабельные

В повестке дня 15-й сессии городского Совета депутатов было 13 вопросов. И, пожалуй, впервые один из них долго обсуждали, спорили, многое пытались уточнить, но принятие решения отложили. Отчет Ольги Панковой, председателя комитета по управлению имуществом, о работе МУПов города за прошлый год еще во время рассмотрения на депутатской комиссии по бюджету, нормативному регулированию и местному самоуправлению вызвал массу вопросов.
Вот какую информацию на ней получили депутаты. На 1 января 2020 года в городе было пять работающих МУП: городской рынок, электросетевая компания (“АЭСК”), “Аметист”, “Заполярье”, “Геоинформцентр”. Числились еще три: “Восход”, “Фармация”, “Гражданпроект”, из них первые два находились в стадии ликвидации, а последнее признано банкротом.

— Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП за 2019 год показывает, что в целом предприятия проделали работу по наращиванию объемов выполнения работ и оказания услуг, — говорит Ольга Анатольевна Панкова, председатель КУИ. — Результатами этого стали как рост выручки по основным видам деятельности, так и рост прочих доходов предприятий.

В отчете Ольги Панковой работа каждого предприятия и ее результаты расписаны очень подробно — их можно почитать на сайте администрации в разделе “проекты решений”. Я же остановлюсь на основных моментах.
Выручка “АЭСК” в сравнении с 2018 годом увеличилась на 11,5 процентов. В 2019 году в городской бюджет предприятие принесло один процент от своей чистой прибыли (у МУПа есть льгота по отчислению в бюджет), что составило 33 тысячи 790 рублей. Из анализа динамики показателей экономической деятельности следует, что предприятие рентабельно на 3,21 процента и финансово устойчиво.
МУП “Геоинформцентр” получило чистую прибыль в размере трех миллионов 892 тысяч рублей, из них в городской бюджет должны были поступить 778 тысяч 400 рублей, но с учетом переплат в предыдущие периоды, отчисление составило 444 тысячи 100 рублей.

Денег пока не принесли

Прирост выручки МУП “Аметист” в 2019 году составил 10,3 процента. Наибольшая доля доходов получена им от предоставления услуг гостиничного комплекса (65 процентов), то есть предприятие сохраняет свой профиль. Кроме того, 34,4 процента доходов оно получило от сдачи имущества в аренду. За год чистая прибыль предприятия составила 910 тысяч рублей. В городской бюджет от “Аметиста” должно было поступить 182 тысячи, но Совет депутатов перенес ему срок уплаты на 1 октября 2020 года. Гостиница прошла классификацию и по ее результатам вошла в категорию “без звезд”. В прошлом году там обновили номерной фонд, закупили новую мебель и обновили оборудование на общую сумму один миллион 19 тысяч рублей. Значение рентабельности МУП составляет 10,95 процента, что в комитете расценивают, как эффективную работу.
В МУП “Заполярье” в 2019 году на 32 процента снизились выручка и чистая прибыль. В итоге последний показатель был равен 440 тысячам рублей.

— Снижение выручки предприятия связано с подорожанием ресурсов и, как следствие, повышением себестоимости, влекущим повышение розничной цены, обострением конкуренции на рынке товаров общественного питания, — объясняет Ольга Панкова.

Чтобы снизить затраты на фонд оплаты труда, соответственно и отчисления в государственные внебюджетные фонды, на предприятии провели оптимизацию штатных единиц.
В бюджет города предприятие в этом году пока ничего не принесло, так как срок уплаты Совет депутатов для этого предприятия перенес на 1 октября этого года.
Напомним, что “Заполярье” кормит не только посетителей ресторана и кафе, но и обеспечивает питанием две школы. Также у предприятия заключены договоры с полицией и центром социального обслуживания населения. Выручка от контрактов в прошлом году выросла почти на три миллиона рублей.

— В целях повышения интереса к услугам “Заполярья” установлены новые вывески над кафе и рестораном, — говорит Ольга Панкова. — Обновлен малый банкетный зал, расширен ассортимент кондитерской продукции. Ежедневно производится работа по увеличению товарооборота предприятия, появляются новые заказчики, МУП находится в поисках новых рынков сбыта. Основной целью развития “Заполярья” является повышение конкурентоспособности предприятия.

Видимо, в этих целях в этом году в ресторане планируют обновить убранство большого зала ресторана, отремонтировать часть фасада здания и крышу над верандой кафе.
Городской рынок, судя по отчету, переживает воскрешение. Смотрите сами: 2017 год рынок отработал с убытком в 723 тысячи рублей, в 2018 году убыток составил 81 тысячу рублей, а 2019 закончил с прибылью в 20 тысяч рублей.
Но и от этого предприятия городской бюджет пока еще ничего не получил, ему срок уплаты отчислений перенесли на 1 октября.

— Предприятие самостоятельно сдает в аренду торговые места за счет изъятия из субаренды двух земельных участков. При этом в процессе сдачи торговых мест на указанных земельных участках наблюдается увеличение выручки предприятия, что позволило закончить год без убытков, — говорит Ольга Анатольевна.

Пока рынок в должниках у комитета — на начало года долг за аренду земельного участка составлял почти полтора миллиона рублей, но его потихоньку гасят и в этом году планируют избавиться от долга полностью. Несмотря на все усилия директора предприятия, в комитете считают, что показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2019 год остаются критическими.

Возмущение и непонимание

Казалось бы, Ольга Анатольевна довольно подробно рассказала о работе муниципальных предприятий. Но депутаты очень хорошо помнят “смерть” трех предприятий: “Фармации”, “Гражданпроекта” и “Восхода”. Так что сейчас, особенно учитывая экономическую ситуацию в связи с пандемией, решили досконально разобраться в работе оставшихся на плаву, но не самых, на их взгляд, финансово удачных. Как сказал Павел Чуфырев, заместитель главы города, чтобы однажды в повестке дня сессии не появился вопрос об очередной ликвидации какого-нибудь МУПа.
На комиссии, а позже и на сессии, начала “допрос с пристрастием” Ирина Пятакова, депутат десятого избирательного округа. Ирина Викторовна попросила назвать зарплаты руководящего состава всех муниципальных предприятий.

— В “Аметисте” среднемесячная оплата труда руководителя с учетом всех выплат за 2019 год составила более 140 тысяч рублей, в “Заполярье” — 93 тысячи, на городском рынке — 43 тысячи рублей, в “АЭСК” — 123 тысячи, в “Геоинформцентре” — 119 тысяч рублей, — ответила Ольга Анатольевна.

— Тогда вопрос: почему у руководителя “Аметиста”, предприятия, которое получило не самую высокую прибыль, самый высокий доход? — поинтересовалась Ирина Викторовна. — Это вообще нормально, что директор “АЭСК”, человек, который отвечает за одну из сфер, обеспечивающих жизнедеятельность города, зарабатывает меньше, чем директор предприятия, которое не только не сильно бюджет пополняет, так еще и постоянно просит у нас какие-то скидки и льготы?

— Оклады руководителей утверждены постановлением администрации города, — говорит Ольга Панкова.

— Объясните, в связи с чем директор “Аметиста” получает немаленькие премии? — попросила Пятакова.

— Положение о премировании также утверждено постановлением администрации, — ответила Ольга Анатольевна. — В нем предусмотрено, что, если предприятие отработало отчетный период безубыточно, не имеет долгов по зарплате, то руководитель вправе обратиться за премированием — мы не вправе отказать ему.

— Мне все же непонятна разница в размерах премий! — возмущалась Ирина Пятакова. — Они некорректны.

Поддержала это мнение Светлана Марченко:

— Я считаю, что большие зарплаты и премии должны иметь под собой основание, должны зависеть от отчислений в бюджет, прибыли, эффективности работы предприятия. А тут коечный фонд не весь развернут, гостиница не приведена в должное состояние, а вознаграждение у директора есть и немалое. За что? Странная ситуация…

— Перед сессией я делала запрос об окладах и зарплатах руководителей МУПов, — присоединилась к обсуждению Ирина Короткая. — Получила ответы и не все они меня устраивают. К сессии подготовьте ответ на вопрос: почему в ноябре 2017 года оклад директора “Аметиста” составлял 32 тысячи рублей, а через месяц он повысился до 43 тысяч рублей? На каком основании?
Также я просила пояснить, почему у директоров МУПов такой разброс в окладах? На сессии я хочу получить ответ.

Как оценивали?

— Я бы тоже попросил на сессии предоставить дополнительную информацию, — взял слово Павел Чуфырев, председатель депутатской комиссии. — Вы пишете, какая чистая прибыль у предприятий, но хотелось бы узнать, куда они ее тратят. А также программу их развития.

Еще Павел Геннадьевич обратил внимание на то, что результативность работы предприятий сомнительна, так как они не достигли плана.

— Я так понимаю, вы должны были в этом году разработать новые показатели экономической эффективности работы МУПов, но их до сих пор нет. К чему тогда сейчас должен стремиться руководитель, если прошло уже полгода, а планка так и не поставлена? — говорит Павел Чуфырев. — Может так получиться, что вы их утвердите в конце года, тем самым подогнав их под уже имеющиеся результаты?

Ольга Панкова заверила, что критерии разрабатываются и вот-вот будут готовы.

— На мой взгляд, у нас сейчас два предприятия — “Заполярье” и “Аметист” — могут попасть в тяжелую ситуацию, потому что в нынешних условиях они не получают прежнего дохода, при этом зарплаты не уменьшались и работников не переводили на частичную занятость. То есть, доходов нет, а расходы не упали, — продолжил Павел Геннадьевич. — Я считаю, что этот период на предприятиях прошел неэффективно, так что я не удивлюсь, если они будут не в состоянии перевести в бюджет отчисления.

Ответы Ольги Панковой депутатов не устроили, но вопрос в повестку внесли, и уже там, в полном составе продолжили обсуждать работу МУПов.

Работодатель услышал

Сразу отмечу, что и на заседании внятных ответов на свои вопросы многие народные избранники так и не получили. Некая информация в Совет из КУИ поступила, но за полчаса до сессии, так что многие просто не успели с ней ознакомиться.
Насчет окладов, зарплат и премий руководителей муниципальных предприятий депутаты дождались лишь реплики от Николая Бовы, главы администрации. Только он по сути и мог что-то об этом сказать, ведь он подписывает постановления администрации. И вот что разъяснил Николай Алексеевич:

— Как работодатель, который подписывает трудовые контракты с руководителями муниципальных унитарных предприятий, я действовал в рамках законодательства. И те оклады, которые существовали на тот момент, соответствовали всем нормам и требованиям. Но я слышу вашу позицию, я все понимаю. К концу года вернусь к этому вопросу. Оклады, скорее всего, будут пересмотрены. И раз возникают вопросы, мы посмотрим, как формировать их более прозрачно. А желание депутатов подсказать, как кому платить, я приветствую. Это очень хорошо, это похвально.

Поскольку на сессии присутствовали и сами руководители МУПов, то и им достались вопросы от депутатов. А вот какие и что на них ответили директор рынка Ниязи Джахангиров, а также директор “Аметиста” Татьяна Долгина, мы расскажем в следующем номере. Скажу лишь одно: отчет председателя КУИ Совет не принял. К вопросу работы муниципальных унитарных предприятий города депутаты вернутся во время следующих заседаний комиссии, а потом и Совета.

Это интересно(5)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *