Новый взгляд на Север

Андрей Головнёв автор известных документальных фильмов  о коренных народах Севера. Эти ленты получали призы  на престижных фестивалях. Фото Юлии Короткой.
Андрей Головнёв автор известных документальных фильмов о коренных народах Севера. Эти ленты получали призы на престижных фестивалях. Фото Юлии Короткой.

Какую роль движение играет в нашей жизни? Чему можно научиться у кочевников? Кто виноват в недавней эпидемии сибирской язвы на Ямале? Чем отличается кольское оленеводство от ненецкого и чукотского? На эти и другие вопросы ответил Андрей Головнёв. Его лекция называлась “Антропология движения: северный вектор”. Андрей Владимирович -директор Этнографического бюро, редактор журнала “Уральский исторический вестник”, кинорежиссер и поэт.

Современный человек скорее сидящий и лежащий, чем ходящий. Ведь большую часть дня он сидит за компьютером на работе, вечером лежит дома на диване, а ночью спит. Да и слово “спешить” сегодня чаще всего означает торопливо набирать телефонный номер или жать на педаль газа, а не бежать куда-то. А в древности постоянная подвижность была обычным делом, покой считался признаком бедствия. Насколько такие изменения повлияли на жизнь и мировосприятие людей? Этим вопросом и задался Андрей Владимирович.
Все-таки пристрастие к движению у людей осталось. Это видно в современных фильмах и слышно в новых музыкальных стилях. Чем меньше человек физически движется, тем больше он пристрастен к динамике в искусстве и развлечениях. В науке и общественном сознании цивилизация ассоциируется с оседлым образом жизни, а слово “кочевник”, с чем-то отсталым и чуждым.

Когда говорят о кочевом народе, в голове возникают образы мужчин и женщин, которые далеки от цивилизации, занимаются только скотоводством и сражаются с климатом и усталостью. Андрей Владимирович представил быт коренных народов Севера как систему технологий. Они не только делают жизнь кочевников комфортной, но и могут значительно облегчить освоение Крайнего Севера. Например, чукчи обладают искусством энергосбережения. Это целая система движения, питания, чередования ритмов напряжения и расслабления, которая позволяет человеку экономно и эффективно расходовать свою энергию. У кочевников очень развито чувство минимализма. Все их вещи многофункциональны и оптимальны по весу и размеру. Еще у ненцев и чукчей можно позаимствовать технологии передвижения, мобильного проживания и арктической экипировки. А ненецкие грузовые и легковые нарты, саамские кережки и разного рода снегоступы, лыжи и вьюки — это настоящая находка для дизайнера. То же относится к одежде, интерьеру и кухонной утвари.
Еще Андрей Владимирович рассказал про быт оленеводов. Он с этнографическими экспедициями объездил Северный Урал, Ямал, Таймыр, Чукотку и Якутию.

— Моя система исследований состоит в том, что я “прилипаю” к лидеру и становлюсь его двойником, — делится профессор. — Мне действительно интересно, как он мыслит, что он чувствует, как принимает решения. Вожди — это такие “тундровые Наполеоны”, ведь они держат под контролем много обстоятельств. Самое главное из них — это опасность со стороны диких оленей. Ведь в предбрачный период они могут увести часть стада.

В современной эпидемии сибирской язвы “виноваты” как раз эти дикие олени. Их численность в последние годы очень увеличилась. Именно они в поисках пищи откопали из земли древние споры.

— Для меня Север — это родина! — говорит Андрей Головнёв.

И по нему видно, что он очень любит Арктику. В студенческом клубе МАГУ народовед, как он себя называет, два часа читал лекцию, отвечал на вопросы слушателей, а потом вместо того, чтобы ужинать, еще долго рассказывал журналистам разные истории из жизни.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *