Необычный подарок

 

Фото Ольги Герчиной.

Хочу самовар! Нет, хочу домик в деревне и самовар! Чтобы стоял он на настоящем самоварном столике — резном, с каменной столешницей (в целях противопожарной безопасности) и полочками для сахара и всяких вкусностей. И чтобы гости ходили ко мне с удовольствием — сидели бы со мной закатными вечерами и попивали чай с дымком.

Известный город

Эти мысли не покидают меня уже месяц. С тех пор, как я посетила старинный город Касимов на берегу Оки. Город небольшой, небогатый, но очень симпатичный. В нем сохранилось много образцов старины — домов, церквей. Есть даже древняя мечеть, потому как без монголо-татар и здесь не обошлось. Есть старые мощеные улицы и торговые ряды — в давние времена касимовские купцы были в большом почете на московских и новгородских ярмарках.
В этом городе нередко снимали художественные фильмы. Известно также, что в нем гостил у дядюшки-врача Борис Пастернак. Есть предположение, что именно он стал прообразом доктора Живаго, а Касимов — города, в котором жил главный герой одноименного романа.
Еще Касимов прославила невеста царевича Алексея Михайловича — Евфимия, больше известная как “касимовская невеста”. Царевич выбрал ее из множества привезенных красавиц. Но кончилось все плохо. Этот сюжет впоследствии лег в основу нескольких литературных, музыкальных и живописных произведений: свадьба не состоялась, невеста упала в обморок, и ее сочли больной…
Обо всем этом можно узнать в историко-краеведческом музее Касимова, где богатая история города представлена многочисленными экспонатами. Но с недавних пор этот музей вовсе не первый в планах посещений туристов.

— А вы в музее самоваров уже были? Он же где-то недалеко? — спросили москвичи, припарковавшие машину рядом с нашей.

В музее “Русский самовар” посетители есть всегда. Сюда приходят и группами, и поодиночке — посмотреть, как говорят в Касимове, самую большую коллекцию самоваров в России. Частная коллекция, которая и составляет музейный фонд, насчитывает более трехсот экспонатов.

Такой вот подарок

Фото Ольги Герчиной.Не успели мы переступить порог музея, как к нам подошел пожилой мужчина. Не представился, но спросил, откуда мы приехали.

— Из Мурманской области? Так у вас рыбы там полно! — сказал он.
— Вовсе нет, у вас в магазинах ее не меньше, еще и дешевле будет, — ответила я.
— А вы знаете, поверю, — продолжил разговор собеседник. — Я как-то был на Камчатке. Очень удивился: в те времена красной икры в Рязани было больше, чем там. Ну да ладно, не буду вас отвлекать. Вот экскурсовод, она все расскажет!

Первым делом экскурсовод сказала, что с нами разговаривал тот самый коллекционер — Михаил Силков, который семь лет назад сделал Касимову подарок к 850-летию города — открыл музей.

— Ой, стойте, — окликнула я мужчину. — А сколько лет Вы собирали коллекцию?
— Почему же собирал? — ответил он. — Я ее продолжаю собирать. А первый самовар у меня появился больше тридцати лет назад.

Сейчас, кроме трех экспозиционных залов, в музее есть отдельное помещение — чайная, где можно выпить чаю из самовара с сушками и касимовским шоколадом. Чайной обычно заканчивают групповые экскурсии. А начинается все с истории самовара…

Хорошая традиция

Фото Ольги Герчиной.Первые экспонаты музея — предшественники самовара. Это “кухня” — широкая металлическая чаша, разделенная перегородками, где можно было готовить разные блюда — первое, второе и, к примеру, компот. Нагревали наши предки “кухню” углями.
Дальше — двусторонний рукомойник и сбитенник, переносная емкость в виде кувшина с впаянной трубой для углей и поддувалом. В нем готовили сбитень, традиционный русский напиток из трав, меда и пряностей. Есть еще бульотки — небольшие вазочки с краниками, которые разогревали спиртовыми горелками.
Большой интерес к этим изобретениям возник в России в XVIII веке, когда в Туле открылась первая самоварная фабрика. Благодаря Демидовым, Шемариным, Баташовым — основоположникам самоварного дела в нашей стране — эти чудо-кипятильники получили популярность. Уже к середине XIX века жизнь без самовара в российских семьях казалась немыслимой, они были у всех. Их чистили к праздникам, ими гордились, их передавали по наследству. Самовар стал главным атрибутом гостеприимства.
Слушая касимовского экскурсовода, понимаешь, что русская церемония чаепития ни в чем не уступает, к примеру, китайской. Это ж был настоящий спектакль! И главную роль в нем играла хозяйка дома. Пока гости рассаживались по местам и вели неспешные беседы в ожидании ароматного чая с травами и дымком, она готовила заварочный чайник. Наливала в него кипяток на треть, ставила сверху самовара для разогрева на 15 минут. Потом сливала воду (для этого была специальная емкость) и наливала свежей горячей воды, но уже на две трети. Заварочник прогревался еще столько же. И только после этого в чайник насыпали заварку, заливали его крутым кипятком и ждали, когда она настоится.

— Обычно самовар разогревали углями, редко — шишками, хотя считается, что от сосновых шишек у чая появляется особый аромат, — говорит экскурсовод.

Есть телефончик

В касимовском музее есть самовары разной формы — “ваза”, “желудь”, “рюмка” и другие. Есть и самые популярные — так называемые “банки” (в конструкциях этой формы вода прогревается быстрее).
Здесь представлены как эксклюзивные авторские работы, выполненные на заказ, так и кустарные образцы. Есть трактирные экспонаты объемом в несколько ведер, а есть самовары под названием “эгоист” — на одну-две чашки.
Есть самовары из меди, из латуни и других сплавов. С деревянными элементами декора и из кости. Есть экземпляры российского производства, а есть и “иностранцы” — из Германии, Польши и даже Индии.
“Русский самовар” — большая, но живая коллекция. Михаил Силков — настоящий коллекционер. Кроме самоваров, он еще коллекционирует колокольчики и обещает в ближайшем будущем подарить Касимову еще один музей. Михаил Петрович без проблем дает свой телефон посетителям, в надежде познакомиться с такими же увлеченными людьми и приобрести для своих коллекций новые экземпляры.

 

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *