Около 200 фильмов в девяти залах за неделю смогли увидеть более 60 тысяч человек — ежегодный фестиваль интернационального кино TIFF в норвежском Тромсе пользуется большой популярностью.
Шоты от молодых
Надежда Кузнецова оказалась на таком кинофестивале впервые, говорит, мероприятие очень увлекательное. Даже несмотря на то, что все фильмы шли в оригиналах, а титры — на английском языке.
— Было очень трудно выбрать, на какой фильм идти, хотелось многие посмотреть, — рассказывает Надежда. — Каждый день работали четыре площадки: два кинотеатра, старой и новой постройки, Дом культуры и театр — всего девять залов.
За три дня мне удалось побывать на нескольких фильмах: американский “Это делают в парке” рассказывает о баскетболе; норвежский фильм-интервью с учительницей, влюбившейся в ученика. А еще впервые увидела очень странные фильмы-шоты — короткометражки с говорящими названиями вроде “Никогда не верь улыбке хиппи”. Необычные сюжеты — рассказы о какой-то ситуации на несколько минут. Они на фестивале представляли творчество молодых режиссеров.
В эту неделю жители города и гости фестиваля разговаривали только о кино — обсуждали фильмы, делились впечатлениями.
Команда фестиваля — чуть больше десятка человек — весь год отбирает самые захватывающие, интересные, цепляющие за душу фильмы, созданные режиссерами разных стран. В итоге программа фестиваля получается внушительной — почти 200 фильмов: игровые, документальные, художественно-документальные, короткометражные и мультипликационные.
С “живым” звуком
Несколько российских работ попали в этот раз на фестиваль — заинтересовал организаторов фильм Андрея Богатырева “Иуда”, а также работа в жанре “фолк-эротика” Андрея Федорченко “Небесные жены луговых мари”. Это кино состоит из 23 эпизодов. Лирические, драматические новеллы, соединенные одной сюжетной линией, каждая из которых посвящена марийской женщине с именем на букву “О”. Некое этнографическое и художественное исследование, в котором приняли участие как непрофессиональные актеры, так и известные артисты.
Один из фильмов фестиваля недавно был в прокате апатитского кинотеатра — “Географ глобус пропил” Александра Велединского.
— Что интересно и приятно, — делится наблюдениями Надежда, — на русские фильмы норвежцы реагировали очень хорошо. Смеялись там, где надо, хотя английский перевод в титрах никак не мог передать нюансы нашего юмора.
Именно так — восторженно, с аплодисментами, стоя — зрители приняли фильм “Дом на Трубной” Бориса Барнета, снятый в 1928 году, в главной роли — Вера Марецкая. Это немое кино советского времени с сатирической подоплекой норвежцы “подали” зрителям, как экзотическое блюдо: музыкальное сопровождение — “живая” музыка небольшого оркестра рядом с экраном и “живые” звуки раскалывающихся под топором поленьев. Дрова рубили тоже рядом с экраном.
— А еще мне удалось побывать на концерте, где исполнители пели вживую под собственные видеоклипы, — говорит Надежда. — Это очень красивое и интересное зрелище. Кстати, фестиваль и детей увлек — на нескольких открытых площадках в городке дети могли смотреть мультфильмы на больших экранах. Для них к определенному времени готовили скамейки и специальные мешки с наполнителем.
Всего на этом фестивале вручили шесть наград. Главный приз “Аврора” получил “Рассказ об Ие” (Япония), приз ФИПРЕССИ — “Ида” (Польша, Дания), приз Дон Кихота (FICC) — “Я останавливаю время” (Швеция), норвежский приз “Кино и мир” — “Омар” (Палестина), пальмовая ветвь Тромсе — “Амазонка” (Норвегия), а приз зрительских симпатий получил фильм “О людях и лошадях” (Исландия, Германия).