Комсомол в моей судьбе

Георгий Кузьминский выступает на областной конференции. Фото из личного архива.
Георгий Кузьминский выступает на областной конференции. Фото из личного архива.

Георгий Кириллович Кузьминский родился в 1945 году. Окончил среднюю школу №6 в Кировске, затем педагогический институт имени Герцена в Ленинграде. В тресте “Апатитстрой” в разные годы работал секретарем комитета ВЛКСМ, председателем объединенного постройкома и секретарем партийного комитета. Награжден орденом “Знак Почета”.
С 2004 по 2011 год работал в администрации города Апатиты начальником отдела. В настоящее время — помощник депутата Мурманской областной Думы. Вот такими воспоминаниям он поделился в канун юбилейной даты.

Как все началось

В дни празднования 100-летия Всесоюзного Ленинского Союза Молодежи (ВЛКСМ) особенно остро чувствуешь: это были самые светлые, самые яркие, самые незабываемые годы жизни.
Моя комсомольская юность началась еще в школьные годы. Вступил в комсомол в 1961 и был избран в школьный комитет ВЛКСМ. Отвечал за спортивно-массовую работу. Помню, вместе с учителем физкультуры и руководителем кружка из Дома пионеров мы организовали туристическую секцию. Исходили Хибинские горы, участвовали в соревнованиях по туризму среди школ города. Добивались неплохих результатов.
Во время службы в армии избрали секретарем комитета ВЛКСМ войсковой части. Приходилось наравне с замполитом части проводить политическую работу среди солдат-комсомольцев.
Моя работа в тресте “Апатитстрой” началась в 1968 году. После службы в армии я устроился на работу в Комбинат производственных предприятий треста “Апатитстрой” (КПП) художником-оформителем. Поступил в Ленинградский педагогический институт имени Герцена на заочное отделение, собирался стать учителем рисования, черчения и начертательной геометрии. Но судьба распорядилась по-другому.
Увидев мою склонность к общественной работе, коллеги в 1969 году избрали меня в комитет комсомола, а затем секретарем комсомольской организации комбината (неосвобожденным). Я долго сопротивлялся этому решению, убеждал ребят, что учусь в педагогическом институте, хочу посвятить себя работе в школе. Помню, организационное заседание комитета шло два дня. Ребята упорно настаивали, чтобы я возглавил комитет комсомола. Я отказывался. Тогда меня пригласил директор комбината В. М. Габрунер и попросил возглавить комсомольскую организацию, хотя бы на два года.
И мы начали работать так, как до этого никто не делал. Комсомольские собрания проходили интересно и в необычной форме, явка была высокой. В комитете комсомола всегда было много молодежи. Проводили субботники, соревнования среди комсомольско-молодежных бригад. В заводской столовой устраивали комсомольские свадьбы, вечера отдыха молодежи. В соревновании среди комсомольских организаций треста наша организация регулярно завоевывала первые места. Как представителя крупной комсомольской организации меня избрали в комитет ВЛКСМ треста “Апатитстрой”, а затем в 1970 году — секретарем комитета комсомола треста с правами райкома. Это было ответственно, ведь комсомольская организация была крупнейшей в регионе, после комбината “Апатит”. Я пытался отказаться, но меня пригласили в горком партии на беседу с первым секретарем Мурманского обкома ВЛКСМ Владимиром Пожидаевым. Мне ничего не оставалось, как согласиться.

“Если тебе комсомолец имя…”

В те годы шло активное строительство АНОФ-2, рудника “Центральный”, жилых домов, объектов соцкультбыта в Апатитах и Кировске. Началось строительство АНОФ-3. Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской. Нетрудно себе представить, какая роль отводилась комсомолу, ведь средний возраст жителей строящегося Нового города составлял 27 лет.
С первых дней я окунулся в дела молодежи, которая прибывала каждый день. Проблем было много — людей необходимо было поселять, трудоустраивать. Раньше опыта такой работы у меня не было, приходилось приобретать его на практике. Примером служили управляющий трестом Вячеслав Константинович Егоров, главный инженер треста Иосиф Борисович Чудновский, секретарь парткома Александр Петрович Портянко. Они умели поставить задачу перед комитетом комсомола, подсказать пути решения.
Энергично работал комсомольский актив: Екатерина Ковалевская, Сергей Александров, Володя Пархоменко, Володя Серов, Галя Николаева. Это была дружная команда единомышленников. На строительстве был создан штаб, в обязанности которого входило обеспечивать своевременный ввод объектов в строй, создавать нормальные бытовые условия, питание рабочих, организовывать социалистическое соревнование среди молодежных бригад.
Молодые строители соревновались и с бригадами других трестов в системе Главмурманскстроя и Минтяжстроя СССР. В то время в тресте было 35 комсомольско-молодежных коллективов. Итоги соревнования подводили еженедельно,победителей награждали переходящими вымпелами и талонами на товары Посылторга. Такая форма поощрения была согласована комитетом комсомола с Министерством торговли.

Работа со стройотрядами

Каждое лето на стройку прибывали студенческие строительные отряды. Их работа и быт были в центре внимания комитета комсомола. Чтобы определить победителя среди студенческих отрядов, заседание комитета комсомола проходило в жарких спорах и порой оканчивалось далеко за полночь.
Запомнился случай, когда ко мне обратились студенты строительных отрядов из южных районов: они не могут адаптироваться к полярному дню. Круглые сутки солнце, светло, они не могут уснуть и на следующий день полноценно работать на стройке. Тут же было принято решение и через руководство треста дано указание начальнику ЖКХ выдать по второму одеялу для завешивания окон общежития и “создания ночи”.
Руководство треста, управляющий Вячеслав Константинович Егоров всегда интересовались делами молодежи, принимали личное участие в молодежных мероприятиях — это было большим моральным стимулом в моей работе.

Ощущали поддержку старших

На одной из комсомольских конференций делегаты высказали просьбу к управляющему — построить в городе плавательный бассейн. Он заверил молодежь, что бассейн в городе будет построен, но предложил комитету комсомола взять под свой контроль этот объект. И в этом был свой резон. Бассейн строился за счет средств, выделяемых заказчиком на временное строительство — как бытовые помещения. А за использование средств не по прямому назначению могли строго спросить с управляющего. Необходимо было убедить проверяющих, что действительно строятся бытовые помещения. Но как?
На заседании комитета комсомола решили в день приезда контролеров устроить на объекте субботник, пригласили телевидение, журналистов. Повсюду висели лозунги типа: “Даешь бытовые помещения для рабочих!”, “Строитель Заполярья заслуживает новых бытовок!” и другие. Контролеры увидели ударную работу молодежи, убедились, что строятся бытовые помещения.
На следующий день Егоров поблагодарил меня за инициативу и смекалку. Ну а когда построили бассейн, все были довольны и, как говорится, “победителей не судят”. Город получил прекрасный оздоровительный комплекс.
Мой рабочий день начинался в 7.30. Ежедневно в восемь проходило совещание у управляющего трестом, где присутствовали все его заместители, секретарь парткома, председатель объединенного профкома и секретарь комитета комсомола — так называемая «четверка». Планировали работу на день, поднимали нерешенные вопросы. Затем — поездка по строительным объектам, встреча с молодежными бригадами. Если я видел какие-либо нарушения, получал жалобы, то сразу связывался с ответственными работниками для устранения недостатков. Для особо нерадивых руководителей выпускали “Комсомольский прожектор”, который действенно помогал.
В 1971 году вышла книга “Хибинская Спарта” Юрия Помпеева, который до отъезда в Ленинград работал начальником штаба ударной комсомольской стройки треста “Апатитстрой”. Это было документальное повествование людей ударной стройки. Мы решили каждому делегату трестовской комсомольской конференции подарить эту книгу с автографом Юрия Помпеева. Он приехал к нам и был гостем нашей конференции. Мне запомнилась фотография в газете “Кировский строитель”, где на фоне стопки книг Помпеев подписывает каждый экземпляр.

Эстафета ударных дел

Комсомольская организация ордена Ленина треста “Апатитстрой” была крупнейшей среди строительных трестов не только в Мурманской области, но и в Министерстве строительства. К нам часто приезжали комсомольские руководители с других строек страны, обменивались опытом работы. Завязывалась дружба между заводами-поставщиками.
Помню, на одном из диспетчерских совещаний остро встал вопрос об отсутствии электрощитков в жилых домах, подготовленных для сдачи в эксплуатацию вне плана. Начальник управления по снабжению оборудованием долго объяснял Егорову, что плановая поставка электрощитков назначена намного позже, что его люди были на заводе, но не смогли договориться о приближении сроков поставки. Не буду приводить слова, с которыми управляющий трестом обрушился на руководителя этого управления, обстановка в зале была напряженной. После выплеснутых эмоций, слов о важности сдачи домов, о сотнях нуждающихся в получении жилья, Вячеслав Константинович, повернувшись ко мне, сказал: “Вся надежда на комсомол!”. В тот же день с представителем треста мы выехали в Чебоксары на завод. В комитете комсомола завода молодые рабочие приняли решение помочь северянам в поставке оборудования. За счет сверхурочной работы в течение недели заказ был выполнен. Оборудование поступило на объект.
За время работы в комитете комсомола треста мне приходилось участвовать в работе Пленумов ЦК ВЛКСМ, областных комсомольских конференций и выступать на них. Впечатлений от общения со сверстниками было много.
Помню, как мы провожали в Москву на съезд комсомола Вивею Бунину — штукатура-маляра нашего треста. Вся делегация на съезд отправлялась из Мурманска. Как раз в эти дни пришла награда Буниной, медаль “За доблестный труд” — мне поручили вручить ее на станции Апатиты, когда поезд будет следовать из Мурманска в Москву. И вот, как только поезд прибыл на станцию, под звуки духового оркестра, в присутствии большой группы комсомольских активистов, торжественно вручил медаль Вивее Буниной. Такое запоминается надолго.
Секретарем комитета комсомола треста я проработал до 1974 года. Затем был избран в объединенный профком треста заместителем, а в 1980 году — председателем объединенного профсоюзного комитета.

Уникальное явление в мировой истории

Спустя более 40 лет после моей комсомольской работы, в год 100-летия создания Ленинского комсомола, четко осознаешь, каким значимым был комсомол для миллионов юношей и девушек. Это было поистине школой воспитания молодежи. В советское время была тщательно продумана воспитательная работа на уровне трех звеньев (октябрята — пионеры — комсомольцы), которая давала колоссальные результаты. Комсомол способствовал росту молодых талантов. Он вдохновлял молодого человека, из него вырастал гражданин, работник и патриот, умный, храбрый и достойный человек. Через комсомол в нашей стране прошли многие современные ученые, политики, руководители крупнейших предприятий.
Сегодня, с высоты прожитой жизни, особенно осознаешь, чем был для тебя КОМСОМОЛ.

Поделитесь:Share on VK
VK

6 комментариев на “Комсомол в моей судьбе”

  1. Да, ладно…кто помнит этого Помпеева? А вот тебя помню… жизнь положил на пол-литрработу.

  2. Обидно только за то что такой Убежденный и Преданный человек не возглавил всю,уже Российскую Коммунистическую партию!

  3. Мне приходилось общаться с Кузьминским Г.К. Ответственность и порядочность сразу бросалась в глаза!! Таких людей побольше бы в нашем обществе!!!

  4. Помпеева-то помнят, а вот вспомнят ли… Сегодня, кстати, ему 80 лет! Поздравляю Юрия Александровича!

  5. Я была звм. Комсомольского секретаря в управлении треста*Апатитстрой*с 1970 по 1984г.г.комсомольским секретарм тогда был Боровков Владимир.я была старостой полит кружка,ответственной за шефский сектор по работе с детским домом.директором тогда был Булычев,командиром ОКО.С теплотой вспоминаю то время.Наши субботники и всю нашу работу по Комсомолу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *