Прокатные игры

“Паддингтона” пока не будет, исправьте, пожалуйста, расписание в газете”, — получили мы сообщение от “Полярного”. А следом в федеральных лентах пошли новости из разных источников о “грубом вмешательстве” Министерства культуры в дела кинопроката и кинопоказа. Что происходит и что такое “иной фильм”?

Культуре виднее

18 января российская Ассоциация владельцев кинотеатров потребовала прекратить вмешательство Министерства культуры в работу кинотеатров, которые получили уведомления Минкульта о переносе российской премьеры фильма “Приключения Паддингтона-2” за день до нее. Картину, запланированную на 18 января, разрешили показывать не раньше 1 февраля. На этот же день с 25 января перенесли российскую премьеру фильма “Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти”. Минкульт объяснил это тем, что 18 и 25 января в прокат выходит “иной фильм”. В обращении, адресованном премьер-министру и главе Федеральной антимонопольной службы говорится, что “Ассоциация владельцев кинотеатров считает такое решение недопустимым фактом грубого прямого вмешательства в деятельность коммерческих предприятий”.

В Минкульте так и не назвали фильм, ради которого запретили релиз других картин. 18 января в широкий прокат выходят три российских фильма: фэнтези “Скиф” Рустама Мосафира, трагикомедия Владимира Котта “Карп отмороженный” и драма “Мешок без дна” Рустама Хамдамова.

Собственно, возникает вопрос: таким образом зрителю предлагают смотреть российское кино или все-таки навязывают? И если навязывают, то по какой причине? Сборов ради или же потому, что народ должен чувствовать, что хотя бы “в области балета мы впереди планеты всей”?

— Это, конечно, скандальная ситуация в кинопрокате, — говорит Светлана Жукова, директор кинотеатра “Полярный”. — Никогда Минкульт не снимал фильм за шесть часов до старта, неделя-две, но не так ведь! Еще вчера убрали “Бегущего…” за девять дней до старта, а он на предварительной продаже билетов уже сделал кассу. Сейчас скандал в кинотеатрах с возвратом денег. Мы еще минимально пострадали, наш зритель привык покупать билет перед сеансом, а не заранее.

— Ради какого все-таки “иного кино” так постарались?

— Вообще, выходит отечественная картина “Скиф”… Наши фильмы почему-то не хотят честно конкурировать за зрителя, вот и получается так. Это противостояние уже лет пять идет. Кроме того, Минкульт предлагает принять закон на федеральном уровне, дабы обязать кинотеатры отдать минимум 25 процентов экранного времени российским фильмам, а нарушителей штрафовать. Если такой закон будет принят, мы закроемся.

Уже четвертый

Казалось бы, странно: зрители постоянно упрекают “Полярный”, что мало в нем демонстрируют отечественных фильмов. В группе активно голосуют за них лайками, а вот рублем в кассе — не очень-то.

— На фильмы “Империи Марвел” приходит по три тысячи человек, на европейского “Снеговика” мы продали пятьсот билетов, а на отечественные фильмы в среднем около двухсот, — рассказывает Светлана Жукова. — Мы сами удивились — на “Джуманджи” продали больше билетов, чем на “Три богатыря”, хотя сеансов у “Богатырей” было больше. Сейчас каждый четвертый зритель приходит на российское кино, раньше — только седьмой-восьмой.

Светлана приводит цифры. За 2017 год кинотеатр “Полярный” посетили 67470 человек, из них на отечественные фильмы пришли 11856 человек. Лидерами стали “Пираты Карибского моря. Мертвецы не рассказывают сказки” — 4427 зрителей, и на “Стражи галактики” — 3031 человек. Это из зарубежных фильмов. А из наших лидируют “Последний богатырь” с 2683 зрителями и “Притяжение” с 1492.

Интересуюсь, а покажут ли у нас, например, очередной фильм “Квартета “И” “О чем говорят мужчины. Продолжение”, премьера которого 22 февраля?

— Мы хотим, но на 22 февраля запланировано множество премьер, — разъясняет Светлана. — И нам, скорее всего, придется брать отечественный “Рубеж”. Еще один российский фильм — “Лед”, также выходит в это время, и очередные “50 оттенков…”. У всех сложные договоры, нам придется лавировать.

Договоры — это когда прокатчики предоставят фильм для показа лишь при определенном количестве ежедневных его показов. Например, “Лед” просит четыре сеанса в день, “Оттенки” — два, а значит, лишь эти два фильма “поместятся” в дневную сетку. Много людей в таком маленьком городке согласны смотреть одно и то же на протяжении пары недель, например?

— “Рубеж” просит три сеанса со старта, будет месяц уговоров и переговоров, — говорит Светлана. — Не возьму “Рубеж” — зрители будут попрекать нас, что мы не патриотичны. А одновременно выходит множество фильмов, которые сделают сборы: “Все деньги мира”, “Секретное досье”, “Гномы в доме”, “Ночные игры”, “Черная пантера”… Да, все они зарубежные, но вы видите по цифрам, что втрое больше зрителей у нас на них ходит. И в любом случае мы будем всегда виноваты, что взяли “не то”. А в конце февраля — каникулы у школьников, и им тоже что-то нужно показать, иначе родители придут ругаться, что детей не развлекаем…

 

Мечта о залах

Одна из проблем, а возможно и основная, у нашего “Полярного” — один зал на 344 места. Если бы несколько, по сто или пятьдесят мест, фильмы можно было бы “раскидывать” и все были бы довольны — и зрители, и прокатчики.

— Однозальники вообще считаются уже динозаврами индустрии, нас постепенно вытесняют с рынка кино, — комментирует Светлана Жукова. — Надо расширяться, но в нашем здании это никак не сделать технически, из-за того, что некуда вывести киноустановку, она громоздкая, и две, например, в аппаратной не встанут. Да и само здание строили под один большой зал, никто не предполагал, что рынок кино так изменится. Тот же второй этаж можно оборудовать лишь экраном с проектором для презентаций, он не подходит для премьер.

Я интересуюсь кинотеатрами в Мурманске, которые обзавелись вторыми залами. Светлана говорит: они муниципальные, им проще. Частники сражаются с ситуацией, как могут. Нужно оплачивать аренду здания, платить зарплату сотрудникам, а значит, нужны кассовые сборы. Замкнутый круг.

 

А что с “Движением”?

“Движение вверх” стартовал удачно: за четыре первых дня в “Полярном” его посмотрели 1394 человека. Был даже дефицит билетов!

— Только вчера скандалила женщина: приехала из соседнего города, а билетов в кассе уже нет, заранее бронировать в Интернете она не умеет, — говорит директор кинотеатра.

Картина “Движение вверх” стала самой кассовой в истории российского кино. Фильм уже посмотрели 9 миллионов 350 тысяч зрителей. А по сборам фильм уже побил “Аватар”.

Работала над фильмом практически та же команда, что и над “Легендой №17”: продюсеры и сценаристы, только режиссер другой — Антон Мегердичев.

Кино посмотрела наш репортер Юля Короткая. И вот что она увидела.

…В холл “Полярного” за десять минут до начала сеанса было не зайти, люди стояли везде: у кассы, в кафе, около стойки с попкорном. Те, кто не купил билет заранее, разочарованно выходили на улицу и сообщали спутникам: “Мест нет, но на завтра билеты взяли”.

Честно говоря, перед сеансом я была настроена скептически. Ведь “Легенду №17” в свое время так и не досмотрела. Как выяснилось в очереди перед входом в зал, такой настрой был не только у меня.

— Я пришел убедиться, что не умеют наши снимать кино, — сказал парень подруге.

— Уверен, что вам фильм понравится, — сказал впереди стоящий мужчина, улыбнувшись. — Я уже второй раз иду смотреть, до этого в Мончегорск ездил.

И вот мы зашли в зал, свет погас, и начался фильм.

1970 год. Главного тренера национальной сборной СССР Александра Гомельского решают сменить на Владимира Гаранжина (его прототипом стал легендарный тренер Владимир Кондрашин). Он меняет состав команды, тренирует ее по чуждым, американским методикам. И на своей первой пресс-конференции на чемпионате Европы делает невероятное заявление: в планах у сборной СССР поездка на Олимпиаду в Мюнхен, чтобы обыграть США. В задумку тренера не верят ни руководители Госкомспорта, ни руководители федерации баскетбола, ни сами спортсмены.

Примечательно, что в фильме все баскетболисты имеют настоящие имена, а вот фамилию тренера пришлось заменить: родственникам Кондрашина не понравился сценарий. Поэтому Владимир Машков сыграл “железного” тренера Гаранжина. И сделал это блестяще. К этому невысокому сухому человеку проникаешься сразу, ведь он мало говорит и много делает. Отлично справился с ролью чиновника-мерзавца и Марат Башаров. Ненавидеть персонажа начинаешь с первых секунд, все-таки органично Башаров смотрится в образе негодяя!

Но больше всего мне понравились актеры, играющие молодых баскетболистов. Мало того, что они внешне похожи на прототипов, так и выглядят, как настоящая команда.

Кульминация фильма — Олимпиада в Мюнхене: показали и захват заложников в израильском доме в олимпийской деревне, тяжелый полуфинал с Кубой и, конечно, финальный матч. Он словно происходит в реальном времени — я ощутила себя на трибуне, и хотя знала, как закончится матч, все равно волновалась и болела за наших.

Как говорит режиссер картины Антон Мегердичев, во время съемок их консультировал Иван Едешко, тот самый баскетболист, который дал пас Александру Белову, забившему решающий мяч. Познакомился режиссер и с Модестасом Паулаускасом, который приезжал на съемочную площадку и общался с молодым литовским актером Джеймсом Тратасом. А все “баскетбольные” сцены в фильме ставил сын легендарного Сергея Белова — Александр, мастер спорта по баскетболу.

Конечно, в фильме есть неточности и исторические “ляпы”. Но все-таки это художественное произведение, а не документальное. А главной оценкой его служит общее впечатление. С этим “Движение вверх” справляется, картина работает и вызывает эмоции. Я посмотрела красивый фильм про победу наших спортсменов. Аплодировала ли я со всем залом и гордилась? Конечно! Кричала ли я, что мы крутые и наконец-то порвали американцев? Нет. Крутая та, легендарная команда баскетболистов. Это их победа, но не современного российского баскетбола. И фильм это отлично показал.

А что думают о фильме спортсмены? Вот отзыв одного из апатитских баскетбольных тренеров: “Я слишком много знаю о баскетболе, смотрел тот легендарный матч 1972 года в Интернете. Больше скажу, на одном из стритболов в Питере в конце 90-х сам играл против команды Кондрашина (точнее, там играл кто-то из его родственников, а он болел за них), потом жал ему руку. Только сейчас понимаю ценность того момента!.. А в фильме не его образ, не его история и даже не его фамилия — это очень печально.

Для обычного зрителя фильм классный, эмоциональный. Но, на мой взгляд, сам баскетбол так по-дурацки снят, матч со стритболистами вообще можно было сделать невероятным, раз уж все равно его выдумали… В общем, двоякое впечатление. В течение всего фильма ощущение, что слишком нас всех выводят на эмоции, но искусственно, киношными шаблонами, которые фактически не правда. А сама победа как-то и не очень обыграна. Событие великое и кино хорошее, но что-то здесь не то…”.

 Ребята - подопечные УФСИН -  сходили  в кино.  И прониклись... Фото  предоставлено пресс-службой.
Ребята — подопечные УФСИН — сходили в кино. И прониклись… Фото предоставлено пресс-службой.

А вот в мурманский кинотеатр “Аврора” сотрудники УФСИН сводили подучетных уголовно-исполнительной инспекции. После просмотра ребята делились своими эмоциями и размышлениями — по их словам, фильм держал их в напряжении с первой до последней секунды. Переживали за нашу сборную, понравились сюжет и операторская работа, многим захотелось прочитать про Олимпиаду в Мюнхене. Культурный десант стал возможным благодаря взаимодействию уголовно-исполнительной инспекции УФСИН с “Кинопредприятием Мурманск”, которое предоставило инспекции бесплатные билеты на просмотр фильма “Движение вверх”.

В “Полярном” “Движение…” можно будет смотреть каждый день до 31 января — спешите составить свое мнение!

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Прокатные игры”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *