О чем говорят наши сны

34-7-2

Здравствуйте, уважаемые читатели. С вами Илья Балымов, и мы продолжаем разговор о тонкостях психологического ремесла. В прошлом номере я упомянул об особом виде барьеров — защитных механизмах психики.

Это понятие ввел в научный обиход Зигмунд Фрейд. Защитные механизмы — это различные способы, с помощью которых психика себя защищает,  оберегает от тяжелых переживаний, внутренних конфликтов, аффектов, импульсов, всего того, что препятствует психологическому благополучию. Иначе говоря, защитные механизмы — это способы самообмана, отрицание или искажение реальности (субъективной и объективной), которыми все мы периодически пользуемся.

Одна из главных особенностей защитных механизмов в том, что действуют они на бессознательном уровне. Человек сам не осознает этого! Вот если бы я сознательно искажал информацию о себе, вы бы это сразу же почувствовали, раскусили бы мою ложь. Но здесь ведь другое: “Я свято верю в то, что думаю или говорю о себе, не осознавая, что на самом деле все совсем не так”. Именно свято верю — защитные механизмы не позволяют сомневаться. Чем категоричнее и безапелляционнее суждения человека, тем вероятнее, что они — плод психической защиты.

Обычные психологические тесты не способны прорваться сквозь психические защиты. Максимум, что они позволяют, — с помощью специальной шкалы лжи понять, насколько реалистичны ответы, которые дает человек. Гораздо больше возможностей для того, чтобы обойти действие защитных механизмов, предоставляют проективные методы — тесты.

Сегодня речь о Via regia, “царской дороге” в бессознательное, которая может привести к истинному содержанию человеческой личности, — о снах. Сны — это едва ли не единственная возможность для бессознательного, которое блокировано, прорваться наружу, стать явным. Вот только беда в том, что язык снов непонятен. Он неструктурирован, игнорирует любую логику, использует образы. Мы чувствуем, что сны говорят о чем-то важном, но ничего не можем понять.

Здесь можно воспользоваться метафорой: психика — это кипящий котел различных сил, накрытый плотной крышкой. Эта крышку Фрейд называл цензурой, которая осуществляет контроль за тем, что попадает в сферу сознания. Большая часть необузданных, диких, природных инстинктов, влечений, страстей, бурлящих под крышкой, так и остается в бессознательном. Ведь если мы осознаем, что происходит в подвалах наших душ, какие “скелеты” там хранятся, то получим серьезные психические травмы.

Чтобы удержать такое неприемлемое психическое содержание в бессознательном, и используются защитные механизмы, которые занимаются его переработкой, искажением, фа-льсификацией. В итоге в сферу сознания попадает совсем не то, что составляет суть психической жизни человека. Порой давление становится настолько сильным, что “крышу срывает”, у человека развиваются неврозы, психические заболевания. А в норме “пар” все же выходит маленькими порциями наружу. В хорошей посуде в крышках всегда есть небольшие дырочки для отвода пара. Так и в человеческой психике. Главный канал вывода психического содержания в сферу сознания — сны. Как опытный повар по запаху может определить, что именно готовится в котле, по какому рецепту и в каких пропорциях заложены продукты, так и квалифицированный психолог, изучив сны человека, сможет понять истинную природу его переживаний, по-настоящему узнать своего клиента.

Впрочем, язык сновидений (как и то, о чем они рассказывают) настолько сложен, что разобраться непросто даже профессионалу. Именно поэтому существует множество психологических школ, которые совершенно по-разному подходят к анализу сновидений. Перед человеком, решившим заняться толкованием снов, как и перед обычным переводчиком, всегда стоят две проблемы: семантическая (что значат отдельные элементы сновидения) и грамматическая (как объединяются отдельные символы в более крупные смысловые единицы).

Попытки понять семантику снов начали предпринимать очень давно. Результатом стало множество  “словарей снов” — сонников. Почитать их интересно, но относиться к ним серьезно я бы не советовал, совсем ненаучные они, необоснованные. В области грамматики снов пионером является все тот же Фрейд. Именно он впервые стал заниматься толкованием сновидений на системной научной основе.

Мы еще коснемся основных принципов анализа сновидений в различных психологических школах. Желаю вам крепкого сна и ярких насыщенных сновидений! Копите их к следующей неделе, и, возможно, вы сможете понять, о чем пытается докричаться до вас ваше бессознательное.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “О чем говорят наши сны”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *