…Никита Васильев, сотрудник Молодежного социального центра Апатитов, в ночь с 31 мая на 1 июня возвращался на машине из Санкт-Петербурга домой. По его словам, уже в Карелии видимость снизилась из-за тумана, а при въезде в Мурманскую область ситуация значительно ухудшилась.
— Я въезжал в область где-то полвторого ночи, — говорит Никита. — Уже в Карелии начались “туманные линии” — такое ощущение, что заезжаешь в облако! Причем длились они примерно по 15 километров, а затем видимость резко прояснялась. В тумане я ориентировался только по дорожной разметке. Причем периодически лил сильный дождь, что еще больше ухудшало видимость. Аварий не было, все ехали осторожно — никто никого не обгонял. Да и как тут обгонишь, если дальше пяти метров дороги не видно?
В тот момент на юге Кольского полуострова уже произошла катастрофа вертолета Ми-8…
Из сообщений ГУ МЧС по Мурманской области
31 мая, 15 часов. Вертолет Ми-8 АМТ RA-22423 вылетел из “старого” аэропорта в район реки Варзуга.
31 мая, около 20 часов. Вертолет вылетел с реки Варзуга в направлении озера Восточное Мунозеро.
31 мая, 20 часов 21 минута. Связь с вертолетом пропала. На поиски борта подняли вертолет Мурманского авиационного предприятия, который из-за плохих метеоусловий приземлился в аэропорту Хибины.
1 июня, 00 часов 30 минут. В ГУ МЧС по Мурманской области поступила информация о крушении вертолета. По предварительной информации, на борту Ми-8 находились 18 человек…
Пресс-служба ГУ МЧС по Мурманской области начала сообщать о крушении вертолета и поисковых работах утром 1 июня.
“Примерно в 00 часов 30 минут от межрегионального поисково-спасательного отряда поступила информация о крушении вертолета в районе озера Восточное Мунозеро.
К месту происшествия выдвинулись силы и средства Мурманского поисково-спасательного отряда (МПСО) — филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, Управления ГО ЧС и ПБ Мурманской области, Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по Мурманской области, личный состав Кандалакшского территориального подразделения ГПС Мурманской области и оперативная группа ГУ МЧС России по Мурманской области”.
Чуть позже появился официальный комментарий начальника ГУ МЧС по Мурманской области Владимира Гусева:
“…Примерно в 00.30 от межрегионального поисково-спасательного отряда поступила информация о крушении вертолета в районе озера Восточное Мунозеро. В оперативные сроки были начаты поисково-спасательные мероприятия по поиску пропавшего вертолета, пассажиров и членов экипажа. С места крушения госпитализированы два пассажира с травмами различной степени тяжести. В районе авиакатастрофы работает поисково-спасательная группа ГУ МЧС по Мурманской области. Задействованы 96 человек, 18 единиц техники, использование вертолета в настоящий момент невозможно ввиду неблагоприятных погодных условий”.
Как работали спасатели
1 июня, 12 часов 50 минут. На место возможного падения вертолета прибыли водолазы СЗРПСО. Установлено, что вертолет лежит на глубине три-четыре метра, видимость хорошая. В 13 часов 05 минут водолазы приступили к работам. 19 часов. Количество задействованных в спасательной операции людей увеличилось до 113 человек, техники — до 23 единиц. 23 часа. Для поисково-спасательной операции были привлечены дополнительные силы. Всего на данный момент задействованы 141 человек и 35 единиц техники. Для усиления группировки водолазов по распоряжению начальника СЗРЦ МЧС России в Мурманскую область направлены водолазы из Республики Карелия и водолазы Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда из Санкт-Петербурга. В данный момент продолжаются водолазные работы на озере Мунозеро, в которых задействованы 12 специалистов-водолазов. 2 июня, 6 часов утра.
Для водолазных работ на озере Мунозеро продолжается наращивание группировки сил и средств. Всего на данный момент задействованы 151 человек и 37 единиц техники.
К четвергу, 5 июня, судьба двух человек остается неизвестной. Среди них, предположительно, сотрудник ООО “Большой Вудъявр” Василий Поликанов. Есть версия, что тела этих людей находятся под частями неподнятого вертолета.
Напомню, что вертолет Ми-8 при падении развалился на три части примерно в 250 метрах от берега, на глубине около трех метров. По информации от ГУ МЧС, найдены и опознаны 15 погибших, всего, по уточненных данным, на борту вертолета находились 19 человек.
Для проведения следственных мероприятий необходимо извлечь из воды все составляющие разбившегося вертолета. Командование Северного флота предоставило специальные понтоны для проведения этих работ, также задействован мощный вертолет Ми-26. По словам спасателей, несмотря на небольшую глубину, сложности возникают из-за илистого дна озера. К четвергу удалось поднять хвостовую балку разбитого вертолета.
В ПСО Мурманской области сообщили, что кировские спасатели работают на Мунозере с первого дня, время их возвращения еще не ясно. Мобильной связи там нет, ближайший населенный пункт — село Умба, расположенное в 80 километрах от места падения вертолета.
20 мая репортеры “ДД” делали репортаж из аэропорта Хибины. На одном из кадров с летного поля остался тот самый Ми-8...
Что говорят официальные лица
В субботу, 31 мая, потерпел крушение вертолет Ми-8, на борту которого были четыре члена экипажа, руководство ОАО “Апатит” (Группа “ФосАгро”), его дочернего предприятия — ООО “Большой Вудъявр”, ученые и ряд сотрудников областного правительства.
Цель поездки — изучение потенциала развития туристическо-рекреационной сферы Мурманской области, ознакомление с существующей туристической инфраструктурой ОАО “Апатит” и точками, которые могли бы привлечь внимание инвесторов, заинтересованных в развитии туризма.
Инициатива в организации поездки принадлежит ОАО “Апатит”, так как предприятие — активный участник совместных программ, направленных на развитие спорта и туризма в Мурманской области.
Как отметил генеральный директор ОАО “ФосАгро” Андрей Гурьев: “Пассажиры разбившегося вертолета облетали туристические объекты дочернего предприятия в целях реализации соглашения с правительством Мурманской области”.
Андрей Гурьев однозначно опроверг информацию некоторых СМИ о “частном характере” рейса вертолета Ми-8, потерпевшего крушение:
— Вылет был организован в рамках нашей совместной работы по развитию инфраструктуры рыболовного туризма на юге Кольского полуострова во исполнение соглашения, заключенного между ОАО “Апатит” и правительством Мурманской области. Инициатором поездки выступил генеральный директор предприятия Алексей Вениаминович Григорьев. Он пригласил представителей науки и регионального правительства с тем, чтобы на месте рассмотреть вопросы экологии. В частности высказывались опасения о нежелательном антропогенном воздействии на природу Заполярья. Приглашение приняли некоторые заинтересованные специалисты, в том числе заместитель губернатора Мурманской области Сергей Иванович Скоморохов, курировавший экологический блок.
На борту потерпевшего крушение вертолета Ми-8 АМТ RA (эксплуатирующая организация — авиакомпания “СПАРК-Авиа”) находились, предположительно, 18 человек, в том числе четыре члена экипажа: командир экипажа Алексей Товпеко, второй пилот Игорь Настеко, бортмеханик Сергей Медведев, техник Михаил Бренгенер. А также Константин Владимирович Никитин — заместитель генерального директора ОАО “Апатит”, Андрей Юрьевич Звонарь — глава администрации Кировска, Алексей Вениаминович Григорьев — директор Кировского филиала ЗАО “ФосАгро АГ” — генеральный директор ОАО “Апатит”, Василий Николаевич Поликанов, Алексей Сергеевич Прудиус и Роман Васильевич Малиновский — сотрудники ООО “Большой Вудъявр”, Валерий Николаевич Купцов — главврач санатория-профилактория “Тирвас”, Олег Анатольевич Вереникин — начальник департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Сергей Иванович Скоморохов — заместитель губернатора Мурманской области, Алексей Альбертович Смирнов — министр природных ресурсов и экологии Мурманской области, Александр Анатольевич Алхимчиков — заместитель министра природных ресурсов и экологии Мурманской области, Александр Анатольевич Степченко — заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства по региональному развитию, Денис Игоревич Волков — генеральный директор ООО “Альфа”, Александр Валентинович Киселев — сотрудник комитета лесного хозяйства по Мурманской области.
Двое из пострадавших в авиакатастрофе — Александр Анатольевич Степченко и Валерий Николаевич Купцов — доставлены в больницы с травмами.
2 июня ОАО “ФосАгро” сообщило, что ОАО “Апатит” работает в обычном режиме. Временно исполняющим обязанности директора Кировского филиала ЗАО “ФосАгро АГ” — генерального директора ОАО “Апатит” назначен Владимир Давыденко, который работает в структурах ОАО “ФосАгро” уже более 10 лет и хорошо знаком с работой ОАО “Апатит” и Группы “ФосАгро”. До назначения Владимир Давыденко занимал должность первого заместителя директора КФ ЗАО “ФосАгро АГ” — генерального директора ОАО “Апатит”.
3 июня компания “ФосАгро” сообщила о выплате компенсаций родственникам погибших. Каждой семье погибшего работника “ФосАгро” и дочерних компаний будет направлено по 1 млн 150 тысяч рублей. Рассматриваются и другие меры материальной поддержки.
Генеральный директор ОАО “ФосАгро” Андрей Гурьев поблагодарил губернатора Мурманской области Марину Ковтун и командующего Северным флотом Владимира Королева за активное личное участие и поддержку поисково-спасательных мероприятий.
Что говорит следствие
1 июня пресс-служба Следственного комитета РФ разместила на официальном сайте СК информацию о возбуждении уголовного дела.
“Следственными органами Северо-Западного следственного управления Следственного комитета России возбуждено уголовное дело по факту крушения вертолета Ми-8 в Мурманской области по признакам преступления, предусмотренного частью третьей статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух или более лиц).
По предварительным данным, вертолет Ми-8 авиакомпании “Спарк” в 19 часов 54 минуты вылетел из Апатитов, затем произвел промежуточную посадку в районе лагеря Пятка Мурманской области, где взял на борт еще несколько человек. По данным следствия, на борту находились 18 человек — пять членов экипажа и 13 пассажиров.
Среди основных версий происшествия следствие рассматривает отказ авиационной техники и то обстоятельство, что летчик попал в сложные метеорологические условия, потерял пространственную ориентировку и столкнулся с поверхностью воды.
На месте происшествия работают следователи и криминалисты Северо-Западного следственного управления на транспорте и следственного управления по Мурманской области СК России”.
2 июня вечером на сайте СК РФ появилось новое сообщение:
“На данный момент следователями Следственного комитета произведена выемка документов в ЗАО “Спарк-Авиа” — компании-эксплуатанте потерпевшего крушение вертолета.
В ходе выемки была изъята вся техническая документация, имеющаяся в компании, по упавшему вертолету Ми-8, а также личные дела пилотов и техников, следовавших на вертолете”.
3 июня около полудня информация обновилась:
“На месте крушения вертолета Ми-8 продолжается осмотр места происшествия. Сегодня ночью обнаружен речевой самописец вертолета, направлен на изучение специалистам. …Обнаружены 15 тел погибших. На данный момент следователями проведена процедура опознания пяти тел погибших. С 8 часов утра ведутся подготовительные работы для подъема вертолета со дна озера. Подъем осуществляется силами аварийно-спасательного отряда Северного флота с применением специального оборудования”.
Через сутки ее уточнили:
“3 июня ночью обнаружен речевой самописец вертолета, а также второй — фиксирующий параметры полета. Оба направлены на изучение специалистам.
Следователями проведена процедура опознания всех 15 тел погибших. Водолазные работы по поиску тел продолжаются. В настоящее время признаны потерпевшими и допрошены родственники погибших.
Допрошены в качестве свидетелей сотрудники ЗАО “АК Спарк-Авиа”, ЗАО “Спарк”, а также лица из круга общения потерпевших.
Второй механик пояснил следователям в ходе допроса, что он был высажен на турбазе “Карельский Порог”, куда вертолет должен был вернуться на ночевку после выполнения летного задания”.
Что же случилось с вертолетом и какова причина аварии, станет ясно после того, как расшифруют записи бортовых самописцев.
Валентин Бабкин: “Пилот был опытным”
Два дня жители Апатитов и Кировска следили за новостями поисковой операции. Информация была противоречивой. Имя генерального директора аэропорта Хибины — Валентина Бабкина — то появлялось в сводках, то вовсе не фигурировало в них.
В городе точно знали, что накануне он улетел в сторону Канозера. Но что с ним случилось дальше — неизвестно. Связи в тех краях нет, поэтому дозвониться до него не могли.
Некоторые новостные ленты уверенно писали, что Валентин Борисович не только летел разбившимся в Мунозере бортом, но был найден среди погибших и даже опознан спасателями. К счастью, в понедельник утром эти предположения опровергли. На своей странице в одной из социальных сетей старшая дочь Валентина Бабкина, Дарья, разместила совместную фотографию и фразу: “Папа жив, всем спасибо!”
Валентин Бабкин действительно летел домой другим вертолетом и в другое время.
— Связи не было, и я ничего не знал о произошедшей трагедии, — сказал Валентин Борисович. — Мне рассказали о случившемся члены экипажа вертолета, прилетевшего в понедельник утром за туристами, с которыми я возвращался обратно. Сказали, что со мной тоже уже попрощались.
Страшная трагедия, жаль людей. Почти со всеми был знаком лично. С Алексеем Вениаминовичем и Константином Владимировичем общались в пятницу вечером.
Пролетая утром 2 июня над Зашейком, когда появилась связь, Валентин Бабкин первым делом позвонил маме — сообщить, что с ним все в порядке. В его голове не укладывалось, как семья пережила два дня в неизвестности.
Весь следующий день он провел на работе. Его мобильный телефон не замолкал — люди звонили убедиться, что директор аэропорта жив.
Как же так вышло, что имя Валентина Бабкина появилось в списке пассажиров разбившегося вертолета? Дело в том, что в то же время он был в тех же краях. В субботу утром он отправился в Канозеро с рабочей поездкой.
— В Канозере расположена сертифицированная вертолетная площадка, которая закреплена за нашим аэропортом, — говорит Валентин Бабкин. — Мы регулярно осматриваем состояние этой площадки, проверяем светосигнальную систему, разметку. 30 мая я издал приказ о создании комиссии по проверке посадочной площадки. Сам, как и положено, возглавил эту комиссию. И полетел 31 мая утром на осмотр.
Валентин Бабкин мог оказаться вечером в потерпевшем крушение вертолете, но в понедельник утром в Апатиты летел еще один вертолет с туристами на борту. С ними он и вернулся.
Потерпевший крушение вертолет RA-22423 был отдан в эксплуатацию и на поддержание летной готовности питерской авиаремонтной компании “СПАРК”. По словам Валентина Бабкина, вертолет был новой, надежной машиной 2008 года выпуска. Через 70 летных часов ему предстоял всего лишь первый плановый капитальный ремонт. Его хотели провести осенью.
Это была универсальная машина: когда надо, перевозила грузы, при необходимости салон трансформировали для пассажирских перелетов. Для этого устанавливали самолетные кресла — мягкие, с высокими спинками и ремнями безопасности.
— Вертолет рассчитан на 24 посадочных места, — говорит Валентин Бабкин. — Так что перегруза в том рейсе не было.
Трудно говорить, что стало причиной крушения в акватории Мунозера. Это установят следственные органы. Возможно, причиной аварии были технические неисправности. Но это, на мой взгляд, вряд ли. Вертолет надежный, даже при отказе одного двигателя он летит. Возможно, была допущена ошибка пилотирования. Был сильный туман, поэтому сложно рассчитать скорость и пробить облачность — есть такое понятие у пилотов.
Но я не могу согласиться с тем, что пилот был неопытным — об этом сейчас пишут в Интернете. Я знаком с ним. Прежде, чем стать командиром воздушного судна, он десять лет был вторым пилотом.
…Тем временем на вторую стоянку аэропорта Хибины, на привычное место вертолета RA-22423, никакие авиасуда не ставят. Другие вертолеты стоят в стороне.
Что за вертолет
Ми-8 — советский (российский) многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Михаила Леонтьевича Миля в начале 1960-х годов (ныне Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля).
Ми-8 — самый массовый двухдвигательный вертолет в мире, входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач. Модернизация вертолета Ми-8, которая завершилась в 1980 году, привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8-МТ. В 1991 году начали производство новой гражданской транспортной модификации — Ми-8-АМТ. Вертолет выпускают в различных комплектациях, в зависимости от назначения: пассажирский, транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и другие.
Вертолет Ми-8-АМТ (именно эта модель потерпела крушение) оснащен двумя двигателями. Вес пустого вертолета — 6913 килограммов. Нормальная взлетная масса вертолета — 11 тысяч 100 килограммов, максимальная взлетная масса — 13 тысяч килограммов. Вертолет рассчитан на перевозку 30 человек.
Ми-8 эксплуатируется в более чем 50 странах. Борт RA-22423 выпущен в октябре 2008 года.
Ушли лучшие
4 июня в Кировске прощались с погибшими. Панихида прошла во Дворце культуры Кировска. Тысячи жителей пришли проводить в последний путь директора Кировского филиала ЗАО “ФосАгро АГ” — генерального директора ОАО “Апатит” Алексея Григорьева, заместителя генерального директора ОАО “Апатит” Константина Никитина, сотрудника ООО “Большой Вудъявр” Алексея Прудиуса и главу администрации Кировска Андрея Звонаря.
— Эта трагедия сделала нас единой семьей, — сказал на панихиде вице-президент Российского союза химиков, заместитель председателя Совета директоров ОАО “ФосАгро” Андрей Гурьев. — Знаете, очень хотелось бы отсчитать время назад, чтобы можно было помочь, предупредить… Но так случилось. Мы потеряли лучших из лучших.
От имени правительства Мурманской области принесла глубочайшие соболезнования глава региона Марина Ковтун:
— Нас всех постигло огромное горе. Безвременно ушли в самом расцвете лет сильные, талантливые, умные люди. В эту смерть невозможно поверить. Сегодня я здесь вместе с вами провожаю в последний путь людей, которых знала лично, дружбу и знакомство с которыми очень высоко ценю. Это люди дела, люди чести, люди слова, которые буквально горели на работе и этим снискали любовь и уважение своих земляков, своих коллег.
Здесь же, во Дворце культуры Кировска, состоялось отпевание по православному обряду — службу провел митрополит Мурманский и Мончегорский Симон.
Константин Никитин был похоронен в Апатитах, Андрей Звонарь и Алексей Прудиус — в Кировске, тело Алексея Григорьева отправлено для захоронения в Санкт-Петербург, где проживает его семья.
Прощание с сотрудником ООО “Большой Вудъявр” Романом Малиновским пройдет 7 июня в Мурманске, откуда он родом.
Судьба еще одного сотрудника ООО “Большой Вудъявр”, Василия Поликанова, в четверг оставалась неизвестной.
Жители Кировска скорбят о погибших. Алексей Григорьев, Константин Никитин, Андрей Звонарь были людьми профессиональными, грамотными и образованными. Все — выпускники Санкт-Петербургского горного института, начинали с рядовых должностей, поэтому знали производство, болели за его развитие. Знали о проблемах города и стремились их решать. С ними у кировчан были связаны надежды, их считали своими. Такие потери невосполнимы.
В четверг состоялось внеочередное заседание Совета депутатов Кировска, где принято решение о снятии полномочий главы администрации с Андрея Звонаря и назначении временно исполняющим обязанности главы администрации Владимира Дядика, прежде занимающего должность заместителя.
…В бизнес-центре гостиницы “Северная”, подразделении ООО “Большой Вудъявр”, стоят фотографии с черными лентами. В числе тех, кто летел на Ми-8, оказались трое сотрудников предприятия — Василий Поликанов, Роман Малиновский и Алексей Прудиус. Профессиональные обязанности привели их на борт вертолета, упавшего в озеро.
Алексей Прудиус, отметивший в апреле 30-летие, работал официантом в развлекательном центре с 2009 года, считался одним из лучших. По рассказам коллег, его ценили за спокойствие, выдержку и уравновешенный характер. Алексей всегда был готов подменить товарища, умел выслушать и помочь. У погибшего осталась маленькая дочь Полина.
34-летнего Романа Малиновского пригласили на работу из Мурманска, где он проявил себя как креативный и талантливый повар. В ООО “Большой Вудъявр” Малиновский работал заведующим производством. Он, по воспоминаниям товарищей, не готовил, а творил на кухне, ему часто поручали приготовление блюд для делегаций и представительских мероприятий. А в жизни он был открытым, добрым и веселым человеком, душой компании. Незадолго до поездки он привез на каникулы своего восьмилетнего сына Сашу, который остался в Кировске ждать папу из командировки…
Коллектив редакции газеты “Дважды Два” выражает глубочайшие соболезнования родным и близким погибших при крушении вертолета Ми-8.
У подруги 24 мая отец не вернулся с рыбалки, вызвали МЧС, те пошарили возле найденной лодки, но человека не нашли. Водолазы сказали примерно следующее: «Через месяц сам всплывет»……. О продолжении поисков речь даже не шла — все силы бросили на Кицу, где мальчик пропал, хотя к тому времени его уже нашли…… Семья своими силами искала людей и транспорт для поисков…… Получается олигархи у нас «люди», а простой работяга — нет, его искать не надо. А ведь на Мунозере искали 100% трупы, искали, поднимали….. А здесь есть шанс, что человек все еще жив, но кому это важно, кроме его близких?? А тут — больше ста человек, куча техники… У меня просто нет слов
я приношу Вашей подруге глубочайшие соболезнования…
когда человек остаётся один на один с бедой, это очень плохо
в путлеровской России надо быть приближённым к императору или замгубернатору,что равнозначно и тогда можно лапы надуть «синеротым» в государственном вертолёте, тогда холопы будут суетиться и ещё денег семье дадут,чтобы не привлекать внимания,
«Мобильной связи там нет, ближайший населенный пункт – село Умба, расположенное в 80 километрах от места падения вертолета.»
Это что — развитие туризма для особенных.?!
Давайте писать,расшатывать, трепать зарвавшихся. Подавать в суды, звонить,говорить, передавать информацию друзьям и распространять её. Правду.
Чтобы все знали,а не догадывались.
Чтобы дети наши жили в стране свободной от вранья,хамства,наглости чиновников и замгубернаторов.
Ни в коем случае не присоединяюсь к каким-либо соболезнованиям и трауру.
Каждому-своё! Героин-нельзя,а пользоваться госбюджетом можно.Удивительная страна.
И пишите правду про ночные полёты на государственных вертолётах
У подруги 24 мая отец не вернулся с рыбалки, вызвали МЧС, те пошарили возле найденной лодки, но человека не нашли. Водолазы сказали примерно следующее: «Через месяц сам всплывет»……. О продолжении поисков речь даже не шла — все силы бросили на Кицу, где мальчик пропал, хотя к тому времени его уже нашли…… Семья своими силами искала людей и транспорт для поисков…… Получается олигархи у нас «люди», а простой работяга — нет, его искать не надо. А ведь на Мунозере искали 100% трупы, искали, поднимали….. А здесь есть шанс, что человек все еще жив, но кому это важно, кроме его близких?? А тут — больше ста человек, куча техники… У меня просто нет слов
я приношу Вашей подруге глубочайшие соболезнования…
когда человек остаётся один на один с бедой, это очень плохо
в путлеровской России надо быть приближённым к императору или замгубернатору,что равнозначно и тогда можно лапы надуть «синеротым» в государственном вертолёте, тогда холопы будут суетиться и ещё денег семье дадут,чтобы не привлекать внимания,
«Мобильной связи там нет, ближайший населенный пункт – село Умба, расположенное в 80 километрах от места падения вертолета.»
Это что — развитие туризма для особенных.?!
Давайте писать,расшатывать, трепать зарвавшихся. Подавать в суды, звонить,говорить, передавать информацию друзьям и распространять её. Правду.
Чтобы все знали,а не догадывались.
Чтобы дети наши жили в стране свободной от вранья,хамства,наглости чиновников и замгубернаторов.
Ни в коем случае не присоединяюсь к каким-либо соболезнованиям и трауру.
Каждому-своё! Героин-нельзя,а пользоваться госбюджетом можно.Удивительная страна.
И пишите правду про ночные полёты на государственных вертолётах
*извините, на Колу