Хибины: жизнь или смерть?

Фото Ольги Герчиной

Эксплуатация Оленьего ручья началась. Теперь очередь за месторождением Партомчорр. Северо-Западная фосфорная компания скоро начнет здесь строительство рудника. Руду со второго придется возить для переработки и обогащения на первый. И если оба месторождения лежат за пределами будущего национального парка «Хибины», дорогу которая их свяжет, СЗФК планирует обустроить прямо по территории парка. Это больше пятидесяти километров. Экологи подняли тревогу. Промышленники утверждают: ничего страшного не случится.
Мы публикуем разные мнения по этому поводу.

На карте:
В зеленых границах — территория планируемого национального парка “Хибины”.
Черным обозначены места не для туристов — промышленные зоны.
Дорога №1 — то, что хочет построить СЗФК.
Дороги №2 и №4 — то, что предлагают экологи. На четвертой частично дорога должна уйти в тоннель, на второй вся она должна пролегать под землей.
Еще один вариант от экологов: дорога на север до станции Рудный с перевозками по рельсам МПС.

Что такое национальный парк
Национальный парк — это территория, где деятельность человека ограничена, в основном в целях охраны  окружающей среды. Такие парки открыты для туристов, в отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена.
В России таких особо охраняемых природных территорий 40, они покрывают площадь более 70 тысяч квадратных километров. Национальные парки в разной степени включают природные комплексы и объекты, имеющие экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Государственная система национальных парков Российской Федерации (а это исключительно объекты федеральной собственности) начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк («Сочинский») был образован в 1983 году. Большая часть парков расположена в европейской части России, остальные — в Сибири и на Урале.
В декабре 2011 года Правительство РФ утвердило план создания особо охраняемых природных территорий, включая национальный парк «Хибины».

Много шума (частное мнение)
Шума вокруг этой темы подняли так много, что в ушах звенит. Однако ясности звон не добавляет.
Фонд дикой природы бомбит разные инстанции энергичными протестами против строительства дороги от будущего рудника Партомчорр в северной части Хибин к фабрике на Оленьем ручье в восточной части массива. Наиболее радикально настроенные экологи кричат, что дорога «убьет» Хибины, превратит их в «труп» и даже в «расчлененный труп». Увы, в поддержку страшных картин апокалипсиса не приводят фактов, расчетов или хотя бы мнений компетентных специалистов.
Все воззвания выкладываются в Интернете. По сети пройти невозможно, чтобы не наткнуться на «караул» по проводу национального парка «Хибины».
Я не стану напоминать, что парк все еще лишь собираются создавать. Но, на мой взгляд, национальный парк «Хибины» создать невозможно. Он уже есть. Можно лишь беречь его, холить и лелеять. И если наши Хибины окажутся под особой защитой закона — замечательно. Однако аргументы экологов-радикалов мне кажутся не совсем убедительными.
Они говорят, что дорога «убьет» природу Хибин. Во-первых, прошу прощения, кишка тонка у дороги для такого «убийства». Уже столько дорог настроили, столько рудников и фабрик сделали, а Хибины живы, и, будьте благонадежны, переживут все эти сооружения.
В то же время, например, финны очень трепетно относятся к своей природе и национальные парки тоже создают. Точней, давно создали. Так вот, через ближайший к нам парк «Оуланка» дороги проложены, мы с друзьями ездили по ним, в частности, из Кемиярви до Куусамо, от Куусамо до Саллы. Добротные, полноценные дороги.
Я понимаю, что сама по себе дорога, может, не так важна, а главное — как ее будут делать, сколько леса вырубят, сколько земли девственной испортят. Хотелось бы узнать эти цифры. Нет их у экологов. А еще наверняка есть расчеты своеобразных «критических масс» воздействия человека на окружающую среду. Например, если десяток туристов пройдет через перевал, природа почти не заметит этого. Однако если этих туристов будет миллион-другой, да все с мусором и топорами, швах природе получится.
Но таким образом может рассуждать человек со стороны, а специалисты должны знать точные цифры.
Да, Фонд дикой природы все время делает ставку на то, что защищает Хибины именно для туристов. И что если эти края объявят национальным парком, то наши гости как начнут вести себя прилично — мусора не оставят, деревца не срубят, маков желтых редчайших рвать не станут. Да. Наверное. Но меня, как говаривал наш общий знакомый Иван Васильевич, терзают смутные сомненья.
И еще работники фонда уверены: будет дорога — не пойдут сюда туристы. Да пойдут! Честно слово, пойдут. Куда они денутся? И, может, даже я сам побываю там, но на машине. Пешком не дойду. Соответственно, одним «экологически ответственным» туристом станет больше.
Пишу и слышу, как меня непримиримые анафеме предают. Не торопитесь. Я всего лишь хочу четко знать: насколько вредной для природы окажется эта дорога? Без кликушества. Без заламывания рук. Без намеков на заграничных инвесторов. Без оправданий ни с того, ни с сего: это не политический и не коммерческий заказ. И даже без гордого названия «национальный парк». Про национальный парк тут начали говорить, когда руду из Саамского карьера добывать стали. И все говорят и говорят…

Игорь Дылёв.

Что говорят ученые (публикуется с сокращениями)
Директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Владимир Маслобоев:
«…В связи с изменением предполагаемых границ национального парка, снижением его проектируемой площади, увеличившейся рекреационной нагрузкой, реализуемыми в непосредственной близости хозяйственными проектами, необходим пересмотр предложенного ранее зонирования. В частности, для компенсации негативного воздействия при строительстве рудника «Партомчорр» необходимо создание заповедной зоны для сохранения редких видов растений и уникальных растительных сообществ на горе Рисчорр и перевале Умбозерский. Необходимо также, например, пересмотреть режим охранной зоны, проектируемого национального парка на северных склонах гор Северный Лявчорр и Валепахк, так как из-за возросшей в последние годы антропогенной нагрузки может исчезнуть одно из крупнейших в Мурманской области зимних скоплений лосей…»

Владимир Жиров, директор Полярно-ботанического сада-института КНЦ РАН:
«…Хибинский горный массив — место высокой концентрации редких видов растений. Район, примыкающий к месторождению Партомчорр, особенно участки к западу от месторождения, имеет особую ценность для сохранения растений, занесенных в Красные книги России и Мурманской области — здесь представлены 15 видов таких растений. Четыре вида нуждаются в мерах охраны особенно: нардия Брейдлера, полушник озерный, мак лапландский и кизильник киноварнокрасный. Причем для них каждый обособленный участок является критическим местом обитания, и его уничтожение повлечет гибель популяции.
Полярно-альпийский ботанический сад-институт КНЦ РАН считает, что для сохранения мест обитания редких биологических видов целесообразно на таких участках ввести ограничения хозяйственной деятельности. Например, буровых, взрывных и горных работ, рубки леса, прокладки дорог и других коммуникаций, повреждения травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового покрова, размещение любых видов отходов и другое».

Что говорят спасатели
К идее создания национального парка в Хибинских горах Юрий Надеждин, начальник поисково-спасательной службы Мурманской области, относится в целом положительно:
Хибины — уникальное место, с особым природным ландшафтом, редкими растениями, занесенными в Красную книгу, — сказал Юрий Владимирович. — Именно этим они и привлекают сюда многих туристов, и их с каждым годом приезжает к нам все больше. Возможно, при создании такого парка туристы относились бы к природе более бережно — не вырубали молодых деревьев, не разводили костров, не оставляли груды мусора. Ведь тогда, на территории нацпарка, был бы контроль, какие-нибудь патрули, кто отвечал бы за сохранность.
А туристов по Хибинам ходит очень много, и с каждым годом все больше. Есть, конечно, периоды межсезонья — поздняя осень, когда еще снега нет, на лыжах не пройдешь, а пешком невозможно, и весна, когда снег уже тает. А в остальное время туристов в горах достаточно.
К примеру, сейчас у нас в службе зарегистрированы 22 группы, всего около 250 человек. Особых проблем они не создают, но бывают, конечно, непредвиденные обстоятельства — человек оступился, сломал ногу или просто получил травму. Поэтому у нас круглосуточно работает база Куэльпорр, которая расположена в центре Хибин и в центре всех туристических маршрутов. Где бы туристы ни находились, им ближе дойти, в случае ЧП, до базы спасателей, нежели в сам город. Что касается развития туризма, то сейчас развиваются не только горные, но и водные, велосипедные направления.

— Что, на Ваш взгляд, важнее — развивать туризм и сохранять природу или развивать промышленное производство, тем самым создавая рабочие места?
— Я думаю, что одно другому не помешает. Туризм в Хибинах будет все равно, начнут строить дорогу или нет.

Что говорят промышленники
Вячеслав Кантор, председатель Координационного совета ОАО «Акрон», финансирующего строительство ГОКа «Олений ручей»:
— Национальный парк создают не экологи, а страна, которая достигла определенного экономического и политического уровня, в том числе благодаря промышленности. Так что национальный парк мы будем создавать вместе, исполняя требования лицензионного соглашения. Производство здесь будет осуществляться самым щадящим для природы способом.
Об экологическом контроле я знаю не понаслышке, ведь когда-то я пришел в «Акрон» именно как исполнитель экологической программы. Поэтому знаю, что говорю, и отвечаю за свои слова. Хорошая дорога не помешает парку, а, наоборот, поможет привлечь большее количество туристов в эту часть Хибин. Разве не для этого создается национальный парк? В Европе есть примеры мирного сосуществования национальных парков и промышленных предприятий.

Что говорят чиновники
Ольга Борисенко, председатель комитета промышленного развития, экологии и природопользования правительства Мурманской области:
— Мы создали рабочую группу, куда вошли представители разных структур, в том числе экологи. За два месяца встречались три раза, обсуждали соседство будущих промышленной дороги и нацпарка. Из четырех возможных вариантов выбрали одну дорогу — ту, о которой сейчас идет спор. На последнем заседании мы решили провести на этом участке экологические изыскания, чтобы знать, как правильно обустроить дорогу с сохранением краснокнижных растений, которые растут на всей территории Хибин.
Скажу честно, прежде я выступала против масштабной вырубки леса. Но после пресс-тура, который был организован СЗФК на прошлой неделе, я убедилась, что новую дорогу никто делать не собирается — планируют обустроить уже существующую, лесную дорогу, которая, как я понимаю, и так уже нарушила природный земельный покров. Разве это плохо, что лесную дорогу заасфальтируют? Ведь для нужд парка дорога тоже будет нужна! Хотя бы для безопасности туристов! Чтобы в случае чего службы спасения могли быстро приехать. Сейчас время пути вездехода к Партомчорру — более пяти часов.

Поделитесь:Share on VK
VK

31 комментарий на “Хибины: жизнь или смерть?”

  1. Будьте добры, ответьте, пожалуйста, насколько точно Вы передали слова председателя Комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Ольги Константиновны Борисенко о решениях заседания рабочей группы. Обращаю Ваше внимание, что я, как и Ольга Константиновна, являюсь членом данной рабочей группы, и в случае, если Вы верно передали ее слова, мною будет сделан официальный запрос к ней о введении средств массовой информации в заблуждение.
    Также сообщаю, что при наличии у Вас времени и заинтересованности в объективном рассмотрении поднятого Вами вопроса, могу пояснить биологические и географические закономерности, по которым можно рассчитать негативный эффект для животных и растений от рассматриваемой дороги. При этом готов предоставить Вам первичные данные, чтобы Вы смогли рассчитать этот эффект самостоятельно, поскольку информацию, которая представлена, в частности, на сайте поддержки создания национального парка «Хибины» Вы видимо считаете ложной. Хотя не могу представить, как я смогу убедить Вас, что закономерности и первичные данные не выдуманы мной.
    Так же прошу Вас исправит фактические ошибки в Вашей статье. Во-первых, ближайшим к нам национальным парком Финляндии является не «Оуланка», в чем Вы легко можете убедиться, открыв Google Earth. Во-вторых, Ваша фраза построена таким образом, что у читателя складывается впечатление, что «Оуланку» пересекают две дороги, в то время, как такая дорога одна, и, кстати, пересекает она национальный парк в самом узком месте.
    С уважением,
    Виктор Петров
    и.о. председателя Совета Мурманской областной общественной организации «Кольский центр охраны дикой природы»

  2. Несколько вопросов к автору статьи:
    1. А зачем вы карту обрезали с основным вариантом под номером 3 и не указали его в статье? Если ссылаетесь на карту, то и приводите ее полностью, а не вырезайте куски.
    2. Как вы собираетесь ездить по частной дороге, на которой будут ездить БЕЛАЗы? Попробуйте проехать на центральный рудник ОАО «Апатит» без пропуска и расскажите как вам это удасться и как это помогает туризму?
    3. Лесная заброшенная дорога шириной 3-4 метра, по которой раз в месяц в лучшем случае если кто проедет и асфальтовая дорога шириной 20-30 метров + еще с двух сторон метров по 50-100 все вырубят, по которой ежедневно будут ходить многотонные машины это одно и тоже? Съездите на любой рудник и посмотрите какая там растительность остается. Это не просто узкая автодорога для часного транспорта как в Финляндии, а именно дорога для промышленного транспорта, по которой без проблем должны разъехаться 2 многотонные машины.
    4. «И еще работники фонда уверены: будет дорога – не пойдут сюда туристы. Да пойдут! Честно слово, пойдут. Куда они денутся?» Точно так же говорили лет 5 назад и на горнолыжных склонах «Коласпортланда», что-то невидать миллионов туристов горнолыжников на городском склоне…
    5. «Уже столько дорог настроили, столько рудников и фабрик сделали, а Хибины живы, и, будьте благонадежны, переживут все эти сооружения.» Посмотрите карту, все что вы тут написали — передергивание. Все разработки находятся по краю Хибин, это не увидит только слепой. Поставьте для сравнения у себя унитаз прямо в гостинной и почувствуете, что было и что станет и как вам заживется комфортно и хорошо, ведь с ваших слов нет никакой разницы.

  3. Абсолютно согласна с предыдущими комментариями. Никогда не будут допущены туристы на промышленные объекты, коими являются рудники и дороги их соединяющие. Да и с чисто туристической позиции, Вы когда-нибудь пробовали пройти по обочине дороги, по которой в это время проезжают Белазы???? Попробуйте, ощущений на всю жизнь хватит! А еще с позиции человека реально оценивающего «таланты» наших граждан все вокруг захламлять — да, туристы часто совершенно по-свински ведут себя в Хибинах, есть надежда, что в рамках национального парка возможностей контролировать их будет предостаточно, но кто сказал, что наши промышленники, точнее люди, работающие на рудниках, экологически образованы (взгляд на ситуацию вокруг других рудников дает основания в этом сильно сомневаться). А что уж говорить о функционировании целого рудника, руководству которого нет никакого дела до того, что происходит вокруг, ведь интересно выполнение плана, потому что это деньги, «ну, подумаешь слили на землю отработанное масло, ведь немного литров 5, или бросили промасленную тряпку, да и какую-нибудь бочку сейчас некогда вывезти, потом». Когда компания СЗФК скажет Вам, что такого не будет никогда, поинтересуйтесь судьбой сломанного бульдозера, который уже год гниет в Хибинах, потому что, чтобы ее оттуда забрать, нужны деньги, а денег всегда жалко…

  4. Сколько дали, господин редактор?

    Если вы единоросс, на вопрос можете не отвечать.

  5. И сравнивать Финляндию с нашей великой родиной, конечно, можно и нужно, но в вашем контексте жареное с квадратным перепуталось. Это хорошо характеризует вас, как специалиста по национальным паркам.

    И к цитатам местных ученых даты и названия статей/публикаций добавьте.

  6. Во разошлись. Согласен с Игорем Дылевым: «Шума вокруг этой темы подняли так много, что в ушах звенит. Однако ясности звон не добавляет.»

  7. Интересно,те,кто говорит о безвредности разработок в долине Гольцового(Пайкуньявра),сами то хоть раз там были??? Ходили они через Умбозерский по дороге от Тулийока? До Каскаснийока она хорошо видна,а дальше?Не знаешь где-не найдешь и идет около 2 км.Дальше по самому Каскасу.Перевал придется взрывать иначе там дорогу не проложить-узко и круто и озеро от стенки до стенки.А со стороны Гольцового приличный взлет который либо серпантинить, либо взрывать и срывать.И почему то никто не говорит о рыбе,поголовье которой только начинает выправляться.А это голец,кумжа.Конечно,проще штрафануть мужичка с парой голов,чем разбираться с промышленными монстрами.Даже сейчас поднявшись повыше в горы трудно не наткнуться на индустриальный пейзаж.А тут даже с Юдычвумчорра будет виден рудник.Предположим, турист, вышедший со станции Имандра, перевалив через Южный Чорргор,уткнется в Портомчоррский рудник,потом в дорогу с грузовозами(можно сходить на дорогу в долине Малого Вудьявра и прочувствовать,как это приятно),перейдя мыс Литт, воткнуться в промзону ловозерского рудника.А если свернуть направо, попасть на базу отдыха СЗФК и потом на рудник «Олений ручей». Замечательный маршрут-так успокаивает!

  8. интересно, а кто-нибудь знает — что делать? промышленники уперлись — это понятно, лишние затраты на дорогу в объезд ни к чему. уверяют, что все продумано — так кто ж будет себя топить? документально, скорей всего, все выглядит прилично. экологи много лет пытались с места сдвинуть создание парка, но как только лед тронулся — уже промышленники развернулись во всю. и у каждого своя правда — и места рабочие не лишние, и природу сохранить хочется. чья компетенция рассудить, как думаете?
    про развитие туризма даже говорить не хочу — он и без этой пресловутой дороги был недоразвитый. с ней, наверное, (прав Александр Сухов)очарование Хибин для приезжих туристов потеряется, местные-то знают, как обойти все это.
    думаю, махину эту уже не остановить, будем надеяться, что контролировать процесс будут те, кто обладает правом вмешаться и заставить исправлять, если что…..

  9. Игорь Николаевич, я в Вас разочаровался. Вы написали откровенный бред. Не совсем понятно: зачем и почему?

  10. А Игорь Николаевич в Греции и Италии отдыхает, судя по статьям в газете.. какое ему дело до Хибин.

  11. Судя, по статье в этом номере, Игорь Николаевич сейчас на Альфа Центавра прохлаждается.

  12. Круто, сравнивать дороги, по которым будут белазы ездить, с туристической! Чирикову надо выписывать сюда

  13. В очередной раз газета разочаровала поверхностным взглядом и изначально предвзятым мнением.

    Много лет экологи занимались разработкой положения по нац. парку и многочисленными согласованиями его создания на разных уровнях. На сайте КЦОДП http://kola-nature.org/ выложено настолько много информации, что не заметить её просто невозможно по-моему.

    Очень интересно узнать ответ редакции на комментарий Виктора Петрова. Хорошие вопросы заданы. Только не ответит на них никто, как обычно переведут тему на что-то отстранённое…

  14. Игорь Николаевич, может вас свозить к месту событий, чтобы вы хоть примерно понимали суть обсуждения с привязкой к реальным местам?
    А по поводу дороги — вон СЗФК на Оленьем ручье — ну и попробуйте теперь пройти / проехать вдоль Умбозера… На рудничную дорогу в любом случае поставят шлагбаум, а синдром вахтера у нас в стране по прежнему силен. Да что там — про АНОФ-2 и дорогу к станции Хибины все знают.
    Что касается возможной дороги через Умбозерский — ну, можно попрощаться с красивым перевалом, поеду в августе на память фото сделаю. Пример с унитазом в центре гостиной удачно привели выше…

  15. В чем-то оппоненты правы. Вон «Аатит» выложил городским властям закон о необходимости охраны промышленных объектов, и на основании данного документа уже много лет людям создают препятствия при проезде через АНОф-2 на дачи. Понятно, что речь о проезде ЧЕРЕЗ РУДНИК тут не идет. Но всеже целесобразно выделять землю под дорогу С ОБРЕМЕНЕНИЕМ, оговорить, что дорога общего пользования. Можно даже и ширину огранчить в разумных пределах, а чтобы разъехались БелАзы предусмотреть карманы и четкий график движения. А проехаться на машине по Хибинам, действительно, многие хотят. И если вдоль трассы появятся небольшие мотели с БОЛЬШИМИ БАКАМИ ДЛЯ СБОРА МУСОРА, так совсем замечательно будет.

  16. Удивительным образом в интернет версии после моего поста на схеме добавился 3 вариант дороги, хотя в печатном виде в газете его нет. Подчищаете свою информацию? Может тогда и новую статью напишите, исправленную? И напишите, так мол и так умышленно в газете не показали самый простой и идеальный вариант дороги, который сохранит Хибины?

  17. «Уже столько дорог настроили, столько рудников и фабрик сделали, а Хибины живы, и, будьте благонадежны, переживут все эти сооружения», — очень «глубокое» умозаключение из уст самого главного редактора! ФУ!

  18. В общем, СЗФК, как обычные временщики, которым «после нас хоть потоп», решили загубить уникальное место с краснокнижными растениями, выбрав самую выгодную для них трассу к почти нерентабельному месторождению. Любая другая дорога сделает это месторождение ВООБЩЕ нерентабельным, и как тогда отмазываться перед инвесторами? Какие общественные слушания, какое изучение отдаленных последствий, какие налоги в бюджет Мурманской области, вы о чем? Рабочие места жителям? Три раза ха-ха! То-то в Коашве гастарбайтеров пруд пруди стало. Пусть дети руководителей СЗФК лет через 5 здесь поживут годиков 10-15, подышут и повспоминают папочек, устроивших этот беспредел. И проклянут, я надеюсь.

  19. Друзья, а не позабыли ли вы случайно, для чего все мы сюда, так сказать, понаехали? Ягодки собирать и цветочки нюхать? Или разрабытывать апатитовые месторождения? Конечно, нужно стремиться к бережному недропользованию, но всеже… Если бы небыло сдесь Центрального и Восточного рудников, «перепахавших» Хибины, если бы не «снесли» пол горы на 25 км., то кому бы мы сдесь были нужны? Каким бы занимались промыслом? Или государство бы нас кормило и поило за счет бюджета, за то, что мы «встречаем» 250 туристов в Хибинах, грибокчи-ягодки собираем, цветочки бережем? Надо как-то не отрываться от реальности, и радоваться, что требования к сохранности экологии стали более жесткими, чем раньше. Вон был совсем лунный пейзаж возле Мончегорска, а сейчас, глядишь, веточки прорастают. Все фыркают в адрес «природогуба» СЗФК, однако, уж больно много желающих там работать. Коашвинских не берут… Наверное, это их ошибка, нельзя чтобы поселок совсем деградировал, могли бы реабилитировать маленько и принять разнорабочими. Наши промышленные гиганты, конечно, заинтересованы в прибыли. Но надо понимать: или у них будет прибыль, или у нас не будет работы.

  20. Бред вы написали, уважаемый «я не робот». История не терпит сослагательного наклонения, и то, что было — то было. Зачем молодому советскому государству потребовались удобрения в 20-30-е годы, мы все знаем. И что загублено было немало — тоже ни для кого не секрет. Так что — сейчас давайте добавим, чтобы уж совсем уничтожить Хибины, зато геростратов история не забудет? Человечество взрослеет, осознает опасности, о которых раньше и представления не имело. Мария Кюри вообще руками голыми образцы брала для своих опытов, зачем же сейчас в рентгеновских кабинетах свинцовые фартуки надевать, следуя Вашей логике? Здесь речь идет, заметьте, не об «Оленьем ручье», и ежу ясно, что нужен противовес монополисту-«Апатиту» в лице СЗФК, тут политика. Но дорога к Партомчорру именно через Умбозерский это глупость высшей категории, вызванная желанием показать свою крутость и наплевательство на все и вся ( например, на распоряжения министерства природных ресурсов — на его сайте можно почитать апрельское сообщение о приостановлении работ до углубленной экспертизы) — раз, трусливое желание замолчать истинный размер надувательства, устраивая пресс-туры по специальным маршрутам, а тем временем начав втихаря вырубать лес — два, и утаивая истинную информацию от общественности — три. Где на сайте СЗФК или Правительства Мурманской области написано, что именно и в каких количествах Мурманская область получит от реализации именно Партомчоррского месторождения с дорогой через Умбозерский, и что не получит при реализации дороги к нему в обход Хибин? Какая такая сверхвыгода таится именно в этом маршруте кроме той, что компания-разработчик меньше своего бабла потратит? И соизмерима ли такая выгода для государства по сравнению с уроном? А если в масштабе времени прикинуть? Ну разве что слава геростратов, всего лишь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *